Напишите нам

Поиск по сайту

В инобытии проявляется шизофренический аутизм. Будучи одним из первичных расстройств, аутизм характери­зует или им характеризуется шизофренический способ су­ществования. Дело не в отсутствии или искажении реакций на окружающее и не в расстройстве мышления по аутисти­ческому типу. То и другое, безусловно, вторично и вполне может аутизму сопутствовать, но рассматривать их в каче­стве составляющих феномен аутизма неверно в принципе. В отличие от аутистического мышления, в истоках аутизма нет места психологически понятным связям. Выявляется он при непосредственном контакте с пациентом. При всей готовности и способности понять другого, при общении с аутичным больным ощущается лишь странность, чуждость, холодность, инопланетарность, недоступная пониманию инакость пребывающего в инобытии «Я» больного.

Логика и психология инобытия ни с чем не сравнимы, и недоступность его для понимания здоровой психикой нуж­но принять как данность. Глупо представлять дело так, что больные шизофренией понимают друг друга лучше. Каждый пребывает в'своем инобытии. Невозможность проникно­вения через стену, ограждающую инобытие больного, яв­ляется неустранимой сущностью, составляющей основу шизофренического психоза. Следует при этом отметить, что, несмотря на отсутствие душевного контакта и ощу­щения партнерства (беседа без собеседника), разговор с аутистом может протекать в русле заданной темы, а его по­ведение внешне выглядеть разумным.

Совпадающая с началом болезни аутистическая транс­формация личностного мира, изменившееся восприятие собственного «Я» и окружающего, наполненного новыми смыслами и скрытыми значениями, переживается как ката­строфа. Это определяет природу и специфику психической жизни при шизофрении на ранней стадии психоза в боль­шей мере, нежели формальная симптоматика в виде рас­стройств мышления, извращенного аффекта и т.п.

Интуитивный подход к пониманию сути шизофрениче­ских расстройств опирается на описанное Г. Рюмке «чув­ство шизофрении», которое не только фиксирует плохой эмоциональный контакт, иную суть мимики и жестов, но и отражает ощущение недоступности другого бытия, других правил отношений с людьми, изменившейся формы суще­ствования в мире. Новое восприятие действительности, иное понимание мотивов поведения других людей и есть следствие изменившейся сути больного, его «самости», то есть онтологических аспектов его существования, опреде­ляющих невозможность критического осмысления, взгляда на себя со стороны.

Современные классификации исключают интуицию из диагностического процесса. Если предположить, что при шизофрении происходит слом основных структур бытия, что само по себе не может быть рационально фиксируемым диагностическим признаком, то отказ от интуитивных под­ходов к диагностике шизофрении кажется преждевремен­ным и спорным, тем более что до настоящего времени не выявлено ни психопатологических симптомов, ни биоло­гических маркеров, специфических для этого заболевания. Кто-то полагает, что в будущем специфические маркеры ши­зофрении будут обнаружены. Другие уверены, что это иллю­зия, и вообще перечеркивают крепелиновскую концепцию шизофрении как отдельной нозологической единицы. Третьи считают предрасположенность к психозам универ­сальным свойством человеческой популяции, что шизо­френия — это генетическое изменение («видовое событие»), связанное с переходом палеоантропа к Homo sapiens, и что шизофрения — это «цена, которую Homo sapiens платит за язык», за способность к речевому общению (Т. Кроу).

Поскольку мостик, соединяющий психику с материаль­ными процессами, пока не обнаружен, психическое остается замкнутым в самом себе и естественнонаучному изучению поддается плохо. Применение методологии соматической медицины к изучению психических болезней в целом и ин­тенсивный поиск соматоза шизофрении в частности не при­вели к ожидаемым результатам. Удручающая скудность этих результатов — залог бесперспективности насильственного внедрения в психиатрическую практику так модного нынче принципа доказательности. «Шизофреническое расстрой­ство располагается в самой психической организации... психические нарушения органической природы не соот­ветствуют феноменологии шизофренического процесса» (М.Блейлер).

 

Старые материалы

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры