62. Возможна ли диагностика болезни Гентингтона в отсутствие клинических проявлений?
Ген, ответственный за развитие болезни Гентингтона (обозначается как IT 15), расположен вблизи окончания короткого плеча 4-й хромосомы (4р16.3). Генетический дефект заключается в увеличении числа тринуклеотидных повторов ЦАГ (цитозин-аденин-гуании) с 5'-конца крупного гена (210 kb). Данный ген кодирует синтез белка (348 кОа), который называется гентигтин. Недавние исследования показали, что агрегация измененного гентигтина играет важную роль в патогенезе БГ.
У всех обследованных больных с болезнью Гентингтона число повторов ЦАГ превышает 36. При передаче мутации из поколения в поколение число ЦАГ-повторов, как правило, нарастает («нестабильная экспансия ЦАГ-повторов»), что приводит ко все более раннему клиническому дебюту заболевания (феномен антиципации). Разработанные молекулярно-генетические методы позволяют выявлять заболевание у лиц с отягощенным семейным анамнезом на доклинической стадии. Тем не менее, поскольку эффективного лечения болезни Гентингтона до сих пор не разработано, многие этические и юридические проблемы, связанные с генетическим тестированием, остаются нерешенными.
63. Какие патоморфологические признаки характерны для болезни Гентингтона?
Наиболее важными патоморфологическими признаками болезни Гентингтона являются снижение численности нейронов и глиоз в коре головного мозга и полосатом теле, особенно в хвостатом ядре. Хорея прежде всего коррелирует со снижением численности шиловидных нейронов среднего размера в полосатом теле, которые проецируются на наружный сегмент бледного шара. Это приводит к снижению функциональной активности субталамического ядра, а это, в свою очередь, к гиперактивности ядер таламуса.
64. Существуют ли методы нейропротекции при болезни Гентингтона?
К сожалению, в настоящее время не разработаны методы, способные приостановить неуклонное прогрессирование заболевания. При дебюте заболевания в зрелом возрасте смерть наступает в среднем через 15 лет от момента появления первых симптомов. При ювенильном варианте средняя продолжительность жизни составляет около 9 лет. Современные методы лечения предполагают назначение нейролептиков, которые способствуют временному облегчению хореи и купированию психоза за счет блокирования дофаминергической передачи. Однако применение препаратов данной группы сопряжено с развитием побочных эффектов, в том числе поздней дискинезии. Альтернативный подход — применение препаратов, истощающих пресинаптические запасы дофамина (например, резерпин). В последнем случае отсутствует риск поздней дискинезии. Для лечения тревожных и депрессивных расстройств, характерных для БГ, применяют препараты бензодиазепинового ряда и антидепрессанты. Трансплантация фетальных тканей оказалась неэффективной.