Проблемы взаимоотношения врача и пациента могут строиться по двум линиям. Одна из них – это этико-деонтологическая, когда речь идет просто об отношениях двух людей, которые регулируются морально-этическими рамками, нормами. Вторая линия – юридическая. Об этом сказано в концепции информированного добровольного согласия. (ИДС).
Права больных в нашей стране закреплены в Конституции РФ, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», М., 22.07.1993, и в ряде других документов ( Перечень основных документов см. в списке литературы).
Прибыв к больному, врач в соответствии с концепцией ИДС должен объяснить ему предполагаемый объем обследования, и в зависимости от поставленного диагноза – лечение (или применительно к «скорой» - оказание помощи). Наиболее частые причины нарушения прав больных при оказании экстренной помощи – 1.Отсутствие психологического контакта с больным (пострадавшим) и 2. Экстремальность ситуации. Иногда первое может зависеть от второго, а чаще оба фактора действуют одновременно, что может приводить к взаимоусилению их. К сожалению, приходится сталкиваться и с еще одним фактором: 3. Незнание медицинским работником прав больного. Основные права больных изложены в ст. 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ОЗОЗ), принятых Государственной Думой РФ в 1993 г.
В случае нарушения своих прав пациент может обращаться непосредственно к руководителю или другим должностным лицам учреждения, где ему оказывалась помощь, в медицинские ассоциации, лицензионные комиссии или в суд. До сих пор многие врачи, воспитанные в командно-административной системе, привыкли к патернализму, исключающему участие больного в лечебном процессе, тем более в оказании экстренной помощи, на том основании, что больной не имеет медицинского образования. Не следует забывать, что «Современный человек должен знать правду о своем здоровье, так как является не только объектом лечения, но и его естественным участником. Врач в союзе с больным – дважды врач» (А. Л. Мясников). Врач не должен забывать, что права пациента регламентированы законодательством, поэтому их нарушение без достаточных оснований ведет к различным формам юридической ответственности, вплоть до уголовной. (Подробно с этической и юридической ответственностью врача скорой медицинской помощи можно ознакомиться в Руководстве для врачей скорой медицинской помощи, издания 2001 или 2005 г.г.)
С позиций ИДС, если больной, к примеру, поинтересуется своим артериальным давлением, врач не должен делать из этого секрета. Старое объяснение, что это делается в интересах больного, не выдерживает никакой критики, сейчас это рассматривается как архаизм. Это давно отжившая отговорка. Техническая оснащенность современного больного такова, что он сможет узнать интересующие его цифры без всякого труда. А врач, скрывший истинные цифры, или что еще хуже – сказавший неправду (обманул!) не может рассчитывать на доверие больного.
Отношения строятся по принципу: «То, что хочет знать больной и то, что считает нужным сказать врач». Понятие о врачебной тайне сейчас трактуется так, что больной дает согласие на сообщение о его болезни (диагнозе) тому или иному родственнику. Раньше о «тяжелом» диагнозе сообщали прежде родственнику. Теперь этого делать нельзя.