Кратко остановлюсь на особенно неврозогенных ситуациях у детей разного возраста. Наиболее психотравмирующим, нарушающим отношения в системе «мать — дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни является непринятие ребенка (осознаваемое или неосознаваемое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные роды, гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) — уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощутимые последствия в виде агрессивности, плаксивости, расстройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.
На втором-четвертом годах непринятие может проявиться повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства — ревность и зависть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.
В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнакомыми животными, пугающее поведение взрослых, попадание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, ощущение вины может вызвать уход из семьи отца.
Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на матери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.
К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способствует потребность в общении со сверстниками и результаты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).
В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враждебность одноклассников.
В предподростковом и подростковом возрасте испытаниям подвергаются самооценка и притязания. В межличностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способный достичь степени невротического.
Между психотравмой и клиническими проявлениями может иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработка информации, тем этот период дольше. Невротическое заикание может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический энурез и тики — через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее латентный период (до нескольких месяцев).
У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально дефектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.
Невропатия — врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невротические явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рождения проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Возбудимость, раздражительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при невропатии имеет место патология соматовегетативной основы; психопатия же — аномалия характера, то есть высоких слоев личности. У невропатов чаще астеническое телосложение, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пластичны и нередко музыкальны, быстро психически развиваются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них беспричинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекватном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении неврозов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.