Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций. Свойственные переходному возрасту фиксация на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценке ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с бескомпромиссностью, однозначностью оценки вокруг происходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства.
Частота суицидных попыток в подростковой среде растет. Каждое пятое самоубийство совершается подростком и с возрастом суицидальная активность подростков повышается. Лишь у четверти подростков суицидное поведение наблюдается в структуре психического заболевания (депрессивные состояния, насильственные поступки, импульсивные действия и т.д.).
Суицидная попытка становится более вероятной и в связи с недостаточной способностью подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Прослеживается определенная связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. Демонстративные суицидные действия более свойственны истероидцым, а истинное суицидное поведение — сенситивным личностям. Ситуационно-личностные конфликты, могущие привести подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к покушениям на самоубийство, достаточно многообразны. Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при отсутствии теплого и доброго отношения и понимания в семье могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувство безысходности и как единственную в его представлении возможность в разрешении ситуации — самоубийство.
Инвалидизация или косметический дефект, оставляющие подростка вне круга романических отношений, формируют чувство безнадежности, отвергнутости, приводят к реальной оценке перспектив и в силу названных выше психологических особенностей подросткового возраста делают подобный личностный конфликт весьма суицидоопасным. Из других опасных в отношении самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в какой- либо сфере, в том числе сексуальные неудачи при неделикатном поведении партнера, падение престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других (чаще родителей).
Значение внутриличностных и внешнесоциальных факторов в возникновении побуждения к суициду, по-видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньшая предуготованность (акцентуация, психопатия) личности требуется для суицидного поступка, и наоборот, чем вы- раженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суицидоопасными. Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последняя просьба о помощи, которая в условиях дефицита чуткости редко бывает услышана.
Суицидное поведение даже при явной демонстративности должно вызывать к себе серьезное отношение окружающих, так как в связи с неопытностью подростка, его неспособностью правильно оценить последствия своих действий заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом.
Ситуационные реакции, так же как и поведенческие девиации В.В. Ковалев, подразделяет на непатологические (характерологические) и патологические (патохарактерологические). Предложенные критерии разграничения первых и вторых — большая или меньшая интенсивность проявлений, большая или меньшая агрессивность или жестокость, большая или меньшая включенность вегетативного аккомпанемента — оставляют врачу-практику широкое поле для субъективно психологических оценок и не могут считаться медицинскими. Ситуационную реакцию, изолированный поступок, поведенческий стереотип, по- видимому, в принципе не стоит расценивать как патологический или непатологический феномен.
Если они являются следствием болезненного состояния, определяемого медицинскими критериями, то должны расцениваться как поступки или поведение больного человека, как результат побуждений, диктуемых болезнью. В отрыве от болезненного контекста применение прилагательного «патологический» или «непатологический» к суициду, краже, агрессии, уходу из дому лишено смысла. Болезнь обязательно проявит себя не только изолированным поступком, который может показаться чрезмерным, странным и т.п. Поиски же «ненормальности» в поведении, в отклонениях от нравственной или социальной нормы ведут в тупик еще и потому, что в разных областях знаний (педагогике, социальной психологии, этике, праве) выработаны собственные понятия нормы, нередко противоречащие друг другу.
Диагностические сложности в оценке отклоняющегося от нормы поведения ждут психиатра в любом случае. Но их будет меньше, если он будет заниматься своим делом в качестве патолога изучать и оценивать психические расстройства и соблюдать разумную умеренность при вторже- нии со своим диагностическим инструментарием в смеж- ные области знания.