В.В. Ковалев рассматривает значительную часть реакций пассивного протеста в качестве примитивных истерических реакций, закрепившихся по механизму «условной желательности» как средство избавления от трудной ситуации. Этот механизм лежит в основе реакций протеста, протекающих в виде повторных рвот, энуреза, энкопреза, мутизма, которые
В.В. Ковалев отграничивает от основанных на переживаниях обиды, ущемленного самолюбия, желания отомстить и т.п. истинных реакций протеста. К этому можно добавить, что протест, проявляющийся в регрессивном поведении, содержит не только мольбу о сочувствии, но и желание наказать за причиненные трудности и неудобства, конечно, на не вполне осознаваемом уровне.
Имитационное поведение характеризуется копированием внешнего облика, суждений или поведения авторитетных личностей. Дети обычно подражают старшим, а подростки — лидерам среди сверстников, героям книг и кинофильмов, идолам молодежной моды. Имитация далеко не всегда имеет социально положительную направленность. Нередко с подражания начинается употребление табака, алкоголя, наркотиков, асоциальное и криминальное поведение. Подражание свойственно истерическим и неустойчивым личностям, а также подросткам, поведение которых не определяется достаточно сложной мотивацией. Последнее подтверждается ростом криминального поведения среди духовно убогих после просмотра фильмов, пропагандирующих насилие, или увеличение суицидов после телепередач с демонстрацией самоубийств. Социально-отрицательная имитация — это негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. Делать что-то нарочито противоположное, по существу, разновидность подражания. В определенной мере движение хиппи — протест и вызов респектабельному истеблишменту — пример отрицательной имитации. То же относится к увлечению нацистской символикой, когда, среди других причин, «перекормленность советским позитивом» делала привлекательной идеологию и атрибутику формально противоположного полюса.
Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение маскирует слабость подростка в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или физическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями. При гипер- компенсаторном поведении подросток стремится достичь успехов именно в той сфере деятельности, в которой он слаб. Так, боящийся высоты начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям добивается успехов в секции бокса. При гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают иногда гипертрофированный характер с неприятными последствиями. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восстанавливает справедливость», что влечет за собой репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр.
Эмансипационное поведение характеризуется повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все по- своему, наперекор, несогласием с установленными старшим поколением порядками, нетерпимостью к возражениям и критике в свой адрес. Эмансипационное поведение, являющееся вместе с протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает отличные от принятых у взрослых моду, вкусы, взгляды, язык (жаргон). Подросток сразу и бунтарь, и конформист. Бунтуя против взрослых, копирует ровесников. Борьба за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям. Возникновению эмансипационного поведения способствуют чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В крайних случаях, эмансипируясь, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подросткам с возбудимыми чертами характера.