Безвыходная, по мнению ребенка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия..Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха (при грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном унижении, оскорблении и т.п.). Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта нет времени для раздумий о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как дети плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода. Острые аффективные суицидные реакции свойственны детям с эпилепто- идными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.
Ситуативно обусловленные уходы из дома (интерната, лагеря) вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Ребенок хочет забыться, отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы обычны для детей с неустойчивыми и сенситивными чертами.
Проявления острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоционально значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. Демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить доброе отношение родных и сверстников. Наиболее часто в качестве демонстрации используются угрозы самоубийства, рискованные действия, самоповреждения, изображение намерения расстаться с жизнью. Покушения на собственную жизнь осуществляются при людях, с оповещением через записки о виновнике «безвыходной» ситуации. При этом наносятся поверхностные порезы предплечий («вскрытие вен»), прием горстями не очень токсичных лекарств, распахивание окон и пр. Демонстративные аффективные реакции могут проявиться бегством в болезнь или шокирующим поведением (нарочитыми выпивками, кражами и т.п.). Демонстративные аффективные реакции более свойственны истероидным личностям.
Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. К формам поведения (реакциям), свойственным детям, относятся описанные французскими авторами (А. Мишо и др.) реакции отказа, протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Для подростков более характерны бродяжничество, суицидное поведение и выделенные А.Е. Аичко увлечения, реакции эмансипации и группирования. Жесткой привязки реакций к возрасту нет. Речь идет лишь о большей или меньшей характерности. У подростков (особенно инфантильных) нередко наблюдаются детские формы реагирования, а дети могут и бродяжничать, и по разным причинам хотеть расстаться с жизнью.
Жесткая рубрификация поведенческих реакций, как любая классификация, несет в себе элемент искусственности, поскольку перечисленные варианты реагирования в чистом виде практически не встречаются, почти во всех формах реакций прослеживается протестная составляющая, на ситуацию реагирует личность в целом, а не отдельные ее радикалы. Называть реакцией более или менее стабильный тип поведения не всегда удобно, поэтому лучше пользоваться термином «реакция» при описании наиболее адекватных ему форм реагирования личности на ситуацию.
Разновидностью протестного поведения является реакция отказа (от общения, еды, игр, посещения уроков) при внезапном отрыве от привычной обстановки — семьи, компании сверстников. Причинами такой реакции могут стать помещение в детсад, больницу, другую школу, чужую семью. Эта форма поведения характерна для детей и инфантильных подростков. Неделикатность учителя и ущемленное самолюбие могут объяснить отказ ребенка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители» или «Как я провел лето» и т.д., а явно предвзятое отношение — отказ посещать уроки вообще.
Протестное поведение, вызванное психологически трудной ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия и т.д.), проявляется в непослушании, грубости, агрессии, наговорах, порче вещей, уходах из дому, суицидном поведении и употреблении алкоголя и наркотиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшении внимания к ребенку, связанном с приходом в семью мачехи или отчима, рождением второго ребенка и т.д. Тип протестного поведения во многом зависит от особенностей личности. Стеничные, упрямые, возбудимые склонны к активным, а робкие, тормозимые, неуверенные в себе — к пассивным (уходы, самоповреждения и т.д.) формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточной энергии и эмоционального оснащения.