{mainvote}
Как показал мониторинг, дети, транспортируемые в состоянии шока, в отличие от транспортируемых при выходе из него, на момент осмотра в ЦРБ имели достоверно более высокие показатели 5р02 и ниже частоту дыхания, что говорит о большей компенсации респираторной и кислород-транспортной функции. В группе детей, транспортированных после выхода из шока, 80% пациентов перед транспортировкой переведены на ИВЛ. Таким образом, компенсаторные возможности детского организма оказываются исчерпанными, как правило, по истечению 24 часов и транспортировка в более поздние сроки оказывается более травматичной.
Таблица 3
Некоторые физиологические показатели у транспортированных детей
Показатель |
Осмотр в ЦРБ |
Прибытие в центр |
||
ЧСС, уд. В мин. |
Транспортированные в шоке, п = 100 |
Транспортированные после выхода из шока, п = 54 |
Транспортированные в шоке, п = 100 |
Транспортированные после выхода из шока, п = 54 |
ЧД, в мин. |
28,6 + 0,6 |
36,4* ±0,4 |
1 29,3± 1,7 |
2б,8± 1,4 "1 (80% - ИВЛ) |
1 ЧСС |
155,2 + 4,2 |
156,8±3,7 |
140,6 ± 1,6 |
| 166,4 ±2,2* 1 |
| 5р2, % |
96,4 ±0,3 |
91,5*±0,4 |
93,8± 1,9 |
91,2 ±0,8 |
[ РН, ед. |
Данных не получено |
7,38± 0,9 |
7,22 ±0,8 |
|
Ра2, мм рт.ст. |
122,12 ±2,7 |
81,4 ± 1,1* |
||
РаС2,мм рт.ст. |
32,62 ±1,6 I |
36,3± 1,7 1 |
||
АаDр2,мм рт.ст. |
36,25 ±0,4] |
133,8± 0,4* |
||
ВЕ, ммольлитр |
-8,0 ±0,2 |
- 10,5 ± 0,2 |
||
! РаС2Fi02 |
|
|
343,4 ± 9,6 |
222,4 ±8,7*1 |
* - достоверно отличный показатель в сравнении с предшествующим этапом, р < 0,05.
Транспортировка воздушным транспортом влияла на показатели газообмена. Так, в момент взлета и набора высоты отмечалось снижение сатурации в среднем на 10% от исходной. В дальнейшем отмечались различия у детей с компенсированным и декомпепсироиаппым газообменом. Так, у детей с компенсированным газообменом в течение последующих 10-15 минут происходило восстановление сатурации, в то время как у детей с признаками ОРД С подобного восстановления не отмечалось.
Количество больных, потребовавших продленную респираторную поддержку в группе городских детей составило 33,3%, в группе транспортированных в шоке - 33%, среди детей, транспортированных после выхода из шока - 80%. Достоверно отличается и продолжительность лечения в реанимационном отделении - 5,8± 0,5 сут. в городской группе, 6,16 ± 0,4 сут. в группе ранней транспортировки и 15,3 ± 0,8сут. в группе поздней транспортировки (р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о целесообразности транспортировки детей в первые сутки от момента травмы.
Таблица 4
Результаты лечения детей в зависимости от сроков транспортировки
Показатели |
Транспортиро- ва-ны в шоке, п = 100 |
Транспортированы после выхода из шока, п = 54 |
Транспортированы внутри города, п = 55 |
% детей на ИВЛ |
28% |
80%*,** |
33,3% |
КХдеиь на ИВЛ (сут.) |
9,6 ±2,2* |
12,8±2,6*,** |
5,6 ±0,9 |
Кдень в РАО, сут. |
6,16 ± 0,4 |
15,3±0,8*,** |
5,8±0,5 |
Общий кдень, сут. |
34,36 ±3,1 |
38,44 ±3,6*,** |
31,33 ±2,8 |
* - достоверное отличие от третьей группы, р < 0,05.
** достоверное отличие от первой группы,р < 0,05.
Таким образом, учитывая неадекватность противошоковой терапии в большинстве ЛПУ территорий Свердловской области, имеется необходимость ранней транспортировки детей с тяжелой термической травмой к месту квалифицированной помощи. Доставка обожженных пациентов в специализированный ожоговый центр (см. первая помощь при ожогах) возможна до выхода их из состояния шока. Начало специализированной помощи в более ранние сроки существенно улучшает результаты лечения.
Дальнейшие наблюдения показали, что данную систему можно усовершенствовать: постоянное повышение квалификации и уровня знаний в области неотложной комбустиологии, специализации на рабочем месте (в ожоговом центре) и на кафедре последипломного образования позволили за последние годы удлинить догоспитальное время без снижения качества оказания помощи. Противошоковые мероприятия, проводимые специалистом, получившим необходимые дополнительные знания, на месте, в неспециализированной клинике, под дистанционным руководством показали высокую эффективность. Около 10% пациентов, ранее поступавших в центр только для проведения противошоковых мероприятий, теперь получают помощь на месте в полном объеме, без длительной и всегда рискованной транспортировки.
Система, разработанная в детском ожоговом центре г. Екатеринбурга, оказалась полностью воспроизводимой и с 2006 года она внедрена в Тюменской области с аналогичными результатами: ни один пациент, транспортированный в шоке в ожоговый центр Тюменской областной клинической больницы, не имел отрицательной динамики в пути.
Выводы:
- Транспортировка пациентов с тяжелой термической травмой в состоянии шока возможна и оправдана повышением качества оказываемой помощи и улучшением результатов лечения.
- Система оказания неотложной и специализированной помощи пациентам с тяжелой термической травмой является легко воспроизводимой в любом большом промышленном регионе.
- Организация специализированной помощи пациентам с тяжелой термической травмой должна включать раннее выявление и транспортировку пациентов к месту оказания высокотехнологичной помощи, а также систему подготовки кадров через специализацию на факультете усовершенствования врачей и непосредственно на рабочем месте - в ожоговом центре.
Назад в раздел аспекты оказания ЭМП
Похожие материалы
Новые материалы
- Инфекционно-токсический шок при менингококковой инфекции у детей (1я часть) - 22/04/2010 06:59
- Лихорадка у детей. Сравнительная оценка эффективности и безопасности антипиретиков у детей на этапе СМП - 22/04/2010 06:38
- Преимущества системного подхода в проведении интенсивной терапии тяжелой черепно-мозговой травмы у детей - 22/04/2010 06:26
Старые материалы
- Организация неотложной спец помощи пациентам с тяжёлой термической трaвмой в пределах промышленного региона (1я часть) - 22/04/2010 05:45
- Оказание специализированной помощи детям Екатеринбурга с тяжелой черепно-мозговой травмой - 22/03/2010 07:39
- Выбор трансфузионной тактики при травматических повреждениях паренхиматозных органов у детей - 22/03/2010 07:34