Напишите нам

Поиск по сайту

Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций. Свойственные переход­ному возрасту фиксация на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценке ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с беском­промиссностью, однозначностью оценки вокруг проис­ходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуа­ций путем самоубийства.

Частота суицидных попыток в подростковой среде рас­тет. Каждое пятое самоубийство совершается подростком и с возрастом суицидальная активность подростков повы­шается. Лишь у четверти подростков суицидное поведение наблюдается в структуре психического заболевания (де­прессивные состояния, насильственные поступки, импуль­сивные действия и т.д.).

Суицидная попытка становится более вероятной и в свя­зи с недостаточной способностью подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Прослеживается определенная связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. Демонстративные суи­цидные действия более свойственны истероидцым, а ис­тинное суицидное поведение — сенситивным личностям. Ситуационно-личностные конфликты, могущие приве­сти подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к покушениям на самоубийство, достаточно многообраз­ны. Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при от­сутствии теплого и доброго отношения и понимания в семье могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувство безысходности и как един­ственную в его представлении возможность в разрешении ситуации — самоубийство.

Инвалидизация или косметический дефект, оставляющие подростка вне круга романических отношений, формируют чувство безнадежности, отвергнутости, приводят к реаль­ной оценке перспектив и в силу названных выше психоло­гических особенностей подросткового возраста делают подобный личностный конфликт весьма суицидоопасным. Из других опасных в отношении самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в какой- либо сфере, в том числе сексуальные неудачи при недели­катном поведении партнера, падение престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других (чаще родителей).

Значение внутриличностных и внешнесоциальных факто­ров в возникновении побуждения к суициду, по-видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньшая предуготованность (акцентуация, психопатия) личности требуется для суицидного поступка, и наоборот, чем вы- раженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суици­доопасными. Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерени­ях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последняя просьба о помощи, которая в условиях дефицита чуткости редко бывает услышана.

Суицидное поведение даже при явной демонстратив­ности должно вызывать к себе серьезное отношение окру­жающих, так как в связи с неопытностью подростка, его неспособностью правильно оценить последствия своих действий заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом.

Ситуационные реакции, так же как и поведенческие девиации В.В. Ковалев, подразделяет на непатологические (характерологические) и патологические (патохарактеро­логические). Предложенные критерии разграничения пер­вых и вторых — большая или меньшая интенсивность проявлений, большая или меньшая агрессивность или жестокость, большая или меньшая включенность вегета­тивного аккомпанемента — оставляют врачу-практику ши­рокое поле для субъективно психологических оценок и не могут считаться медицинскими. Ситуационную реакцию, изолированный поступок, поведенческий стереотип, по- видимому, в принципе не стоит расценивать как патологи­ческий или непатологический феномен.

Если они являются следствием болезненного состояния, определяемого медицинскими критериями, то должны рас­цениваться как поступки или поведение больного человека, как результат побуждений, диктуемых болезнью. В отрыве от болезненного контекста применение прилагательного «патологический» или «непатологический» к суициду, кра­же, агрессии, уходу из дому лишено смысла. Болезнь обяза­тельно проявит себя не только изолированным поступком, который может показаться чрезмерным, странным и т.п. Поиски же «ненормальности» в поведении, в отклонениях от нравственной или социальной нормы ведут в тупик еще и потому, что в разных областях знаний (педагогике, соци­альной психологии, этике, праве) выработаны собственные понятия нормы, нередко противоречащие друг другу.

Диагностические сложности в оценке отклоняющегося от нормы поведения ждут психиатра в любом случае. Но их будет меньше, если он будет заниматься своим делом в качестве патолога изучать и оценивать психические расстройства и соблюдать разумную умеренность при вторже- нии со своим диагностическим инструментарием в смеж- ные области знания.

Группирование со сверстниками более характерно для подростков мужского пола и проявляется стремлением примкнуть к группе ровесников с определенной иерархией и распределением ролей. Группа объединяется территорией, жаргоном, однотипными духовными запросами и диктует своим членам стиль поведения и ценностные установки. В неформальной группе подросток находит возможность нере- гламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте. Неумение найти свою группу может привести к возникновению ком­плекса неполноценности, ненужности. Кроме того, что быть в группе, компании, «команде» престижно, членство в ней создает чувство защищенности и анонимности при соверше­нии правонарушений. Группа сверстников является источни­ком информации, которую подросток не может получить от взрослых. Подростки с семейно-бытовой запущенностью на­ходят в группе суррогат семьи. Интересы группы определя­ются лидером и вполне могут иметь социально-негативную и даже криминальную направленность. Будучи социально не­зрелыми, несамостоятельными, под влияние лидера (обычно эпилептоидного или гипертимного подростка) попадают пре­жде всего подростки с чертами неустойчивости. Правилам и законам группы вместе с большинством членов подчиняются конформные подростки.

Жестко иерархические, стабильные по составу и, как пра­вило, однополые группы называются автократическими. Близки к ним так называемые футбольные фанаты. Имея мало общего с традиционными болельщиками, фанатская среда состоит из группировок, для которых футбольное действо — повод для реализации архетипических (главным образом ксенофобических) установок родового сознания. Атрибутика (цвет и рисунок шарфа и т.п.) символизирует принадлежность к влиятельной общности и причастность к славе идолов. Ничтожества таким способом самоутверж­даются, нищие духом — переполняются самоуважением. С помощью Интернета и мобильной связи фанаты объеди­нены в устойчивые структурированные сообщества. Тупая агрессивность реализуется в войнах с фанатами других клубов, но в связи с присущей им социальной инфантиль­ностью экзальтированность и ненависть к чужакам могут быть направлены социальными манипуляторами в любое русло. Несмотря на явную одиозность и склонность к раз­рушительным акциям, благополучное существование этих группировок при авторитарных режимах свидетельствует о неполной их самостоятельности.

Анархические группы с неустойчивым составом, не имеющие постоянного лидера и обычно разнополые, го­раздо более демократичны. Примером могут служить мо­лодежные тусовки. По-видимому, имеется следующая закономерность: чем подросток умнее, душевно сложнее и тоньше, тем меньше он испытывает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Своеобразную группу поведенческих проявлений у под­ростков составляют увлечения. Они могут быть основаны на жажде информации, на азарте, на страсти к накопитель­ству, стремлении к лидерству, телесному или духовному совершенствованию и т.д. Подросток, находящийся в психо­травмирующей ситуации, находит в увлечении отраду и уте­шение. Нередко увлечение становится крайне интенсивным, формируются интернет-зависимость, игровая зависимость, забрасываются учеба и работа, перестают заботить радости и тревоги близких. Постоянная сосредоточенность и эмо­циональная заряженность позволяют в некоторых случаях рассматривать увлечения как сверхценные образования.

Бродяжничество более свойственно подросткам, но пер­вые уходы из дому нередки в детстве. Они обычно совер­шаются из-за страха наказания или в качестве протеста, а по мере повторения становятся стереотипными. Для под­ростков характерны так называемые эмансипационные по­беги с потребностью вырваться из-под опеки и надоевшего будничного уклада с его нотациями и строго регламентиро­ванным поведением. Главная цель таких побегов — пожить без забот и контроля, и свойственны они гипертимным и неустойчивым подросткам. При демонстративных побегах подросток пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть утраченное внима­ние, избавиться от предстоящих неприятностей, получить те или иные блага. Ареал таких побегов невелик, сбежавший стремится быть скорее найденным и возвращенным домой. Демонстративные побеги характерны для истероидных под­ростков. Причина так называемых импунитивных побегов — в жестоком обращении в семье или коллективе. Начавшись как проявление остро и аффективной реакции, побеги в дальнейшем нередко становятся стереотипом поведения. В отличие от ситуативно обусловленных, дромоманические побеги связаны с первичными внезапными изменениями на­строения. Такие побеги совершаются без предварительной подготовки, в одиночку и являются симптомом психиче­ского заболевания (резидуально-органического поражения мозга, эпилепсии).

Не следует думать, что крыша над головой, горячий обед и теплая постель обязательны для душевной гармонии и всякий бродяга должен быть пойман и водворен в семью, коллектив и пр. Немалая их часть находится в согласии с собой, будучи именно в «бродячем» состоянии, и лишь в мизерных дозах нуждаются в сочувствии и участии соци­альных институтов. При этом стоит помнить, что пьянство, употребление наркотиков, венерические заболевания среди бродяг распространены наиболее широко.

Безвыходная, по мнению ребенка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на воз­можные последствия..Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха (при гро­зящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном унижении, оскорблении и т.п.). Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесе­ние порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта нет време­ни для раздумий о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как дети плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода. Острые аффек­тивные суицидные реакции свойственны детям с эпилепто- идными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.

Ситуативно обусловленные уходы из дома (интерната, лагеря) вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отверже­ние в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Ребенок хочет забыться, отвлечься от непри­ятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы обычны для детей с неустойчивыми и сенситивными чертами.

Проявления острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстратив­ных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоци­онально значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. Демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить доброе отношение родных и сверстников. Наиболее часто в качестве демонстрации используются угрозы самоубийства, рискованные действия, самоповреждения, изображение на­мерения расстаться с жизнью. Покушения на собственную жизнь осуществляются при людях, с оповещением через записки о виновнике «безвыходной» ситуации. При этом наносятся поверхностные порезы предплечий («вскрытие вен»), прием горстями не очень токсичных лекарств, рас­пахивание окон и пр. Демонстративные аффективные реак­ции могут проявиться бегством в болезнь или шокирующим поведением (нарочитыми выпивками, кражами и т.п.). Демонстративные аффективные реакции более свойствен­ны истероидным личностям.

Психологические особенности переходного возраста определяют своеобразные модели поведения. К формам по­ведения (реакциям), свойственным детям, относятся опи­санные французскими авторами (А. Мишо и др.) реакции отказа, протеста, имитации, компенсации и гиперкомпен­сации. Для подростков более характерны бродяжничество, суицидное поведение и выделенные А.Е. Аичко увлечения, реакции эмансипации и группирования. Жесткой привяз­ки реакций к возрасту нет. Речь идет лишь о большей или меньшей характерности. У подростков (особенно инфан­тильных) нередко наблюдаются детские формы реагирова­ния, а дети могут и бродяжничать, и по разным причинам хотеть расстаться с жизнью.

Жесткая рубрификация поведенческих реакций, как лю­бая классификация, несет в себе элемент искусственности, поскольку перечисленные варианты реагирования в чистом виде практически не встречаются, почти во всех формах реакций прослеживается протестная составляющая, на си­туацию реагирует личность в целом, а не отдельные ее ради­калы. Называть реакцией более или менее стабильный тип поведения не всегда удобно, поэтому лучше пользоваться термином «реакция» при описании наиболее адекватных ему форм реагирования личности на ситуацию.

Разновидностью протестного поведения является реак­ция отказа (от общения, еды, игр, посещения уроков) при внезапном отрыве от привычной обстановки — семьи, ком­пании сверстников. Причинами такой реакции могут стать помещение в детсад, больницу, другую школу, чужую семью. Эта форма поведения характерна для детей и инфантильных подростков. Неделикатность учителя и ущемленное само­любие могут объяснить отказ ребенка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители» или «Как я провел лето» и т.д., а явно предвзятое отношение — отказ посещать уроки вообще.

Протестное поведение, вызванное психологически трудной ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия и т.д.), проявляется в непослушании, грубости, агрессии, наговорах, порче вещей, уходах из до­му, суицидном поведении и употреблении алкоголя и нар­котиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, умень­шении внимания к ребенку, связанном с приходом в семью мачехи или отчима, рождением второго ребенка и т.д. Тип протестного поведения во многом зависит от особенностей личности. Стеничные, упрямые, возбудимые склонны к ак­тивным, а робкие, тормозимые, неуверенные в себе — к пас­сивным (уходы, самоповреждения и т.д.) формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточной энергии и эмоционального оснащения.

В.В. Ковалев рассматривает значительную часть реакций пассивного протеста в качестве примитивных истерических реакций, закрепившихся по механизму «условной желатель­ности» как средство избавления от трудной ситуации. Этот механизм лежит в основе реакций протеста, протекающих в виде повторных рвот, энуреза, энкопреза, мутизма, которые

В.В. Ковалев отграничивает от основанных на переживани­ях обиды, ущемленного самолюбия, желания отомстить и т.п. истинных реакций протеста. К этому можно добавить, что протест, проявляющийся в регрессивном поведении, со­держит не только мольбу о сочувствии, но и желание нака­зать за причиненные трудности и неудобства, конечно, на не вполне осознаваемом уровне.

Имитационное поведение характеризуется копиро­ванием внешнего облика, суждений или поведения авто­ритетных личностей. Дети обычно подражают старшим, а подростки — лидерам среди сверстников, героям книг и кинофильмов, идолам молодежной моды. Имитация далеко не всегда имеет социально положительную направленность. Нередко с подражания начинается употребление табака, алкоголя, наркотиков, асоциальное и криминальное пове­дение. Подражание свойственно истерическим и неустойчи­вым личностям, а также подросткам, поведение которых не определяется достаточно сложной мотивацией. Последнее подтверждается ростом криминального поведения среди духовно убогих после просмотра фильмов, пропагандирую­щих насилие, или увеличение суицидов после телепередач с демонстрацией самоубийств. Социально-отрицательная имитация — это негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. Делать что-то нарочито проти­воположное, по существу, разновидность подражания. В определенной мере движение хиппи — протест и вызов рес­пектабельному истеблишменту — пример отрицательной имитации. То же относится к увлечению нацистской симво­ликой, когда, среди других причин, «перекормленность со­ветским позитивом» делала привлекательной идеологию и атрибутику формально противоположного полюса.

Компенсационное и гиперкомпенсационное поведе­ние маскирует слабость подростка в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологиче­ской защиты личности с комплексом неполноценности, свя­занным с психологическим или физическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями. При гипер- компенсаторном поведении подросток стремится достичь успехов именно в той сфере деятельности, в которой он слаб. Так, боящийся высоты начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям добивается успехов в секции бокса. При гиперкомпенсации защитные формы по­ведения приобретают иногда гипертрофированный характер с неприятными последствиями. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восста­навливает справедливость», что влечет за собой репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр.

Эмансипационное поведение характеризуется повы­шенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется желанием делать все по- своему, наперекор, несогласием с установленными старшим поколением порядками, нетерпимостью к возражениям и критике в свой адрес. Эмансипационное поведение, яв­ляющееся вместе с протестом и подражанием слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает отличные от принятых у взрослых моду, вкусы, взгляды, язык (жаргон). Подросток сразу и бунтарь, и конформист. Бунтуя против взрослых, копирует ровесников. Борьба за самостоятель­ность часто ограничивается лишь внешними чертами не­похожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям. Возникновению эмансипацион­ного поведения способствуют чрезмерная опека, мелоч­ный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку. В крайних случаях, эмансипируясь, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подрост­кам с возбудимыми чертами характера.

У детей и подростков, наделенных своеобразным (акцен­туированным или психопатическим) характером и испы­тывающих давление неблагоприятных средовых факторов, сравнительно легко возникают нарушения адаптации в виде острых аффективных реакций, разнообразных девиаций по­ведения, неврозов, психосоматических расстройств и пр.

Острые аффективные реакции (их еще называют ситуа­ционными) — это кратковременные (минуты, часы, 1-2 дня) психогенные эмоциональные расстройства непсихотиче­ского уровня, наступающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным эмоциональным напряжением (выраженным аф­фектом) ребенок плохо управляет собой и не способен трез­во оценить последствия своих поступков. Следует отметить, что при ситуационной реакции, как правило, имеет место физиологический аффект, поскольку сужения либо утраты сознания, фиксационной или ретроградной амнезии, про­страции либо заключающего аффект сна не наблюдается.

Острые аффективные реакции проявляются в виде агрес­сивных и суицидных тенденций, уходов из дому, симуляции болезни и т.д. Феноменология острых аффективных реак­ций определяется характером критической ситуации и осо­бенностями личности ребенка.

Агрессивное поведение более свойственно детям и под­росткам с гипертимными и эпилептоидными чертами ха­рактера. Физически слабые при невозможности прямо отомстить обидчику портят его вещи, распространяют по­рочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих пря­мой агрессией по адресу заведомо более сильных.

 

Безвыходная, по мнению ребенка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на воз­можные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха (при гро­зящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном унижении, оскорблении и т.п.). Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесе­ние порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта нет време­ни для раздумий о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как дети плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода. Острые аффек­тивные суицидные реакции свойственны детям с эпилепто- идными, циклоидными, неустойчивыми чертами характера.

Ситуативно обусловленные уходы из дома (интерната, лагеря) вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отверже­ние в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Ребенок хочет забыться, отвлечься от непри­ятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы обычны для детей с неустойчивыми и сенситивными чертами.

Проявления острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстратив­ных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоци­онально значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. Демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить доброе отношение родных и сверстников.




Тесты для врачей

Наши партнеры