Напишите нам

Поиск по сайту

Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций. Свойственные переход­ному возрасту фиксация на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценке ценностей, увлечение проблемами смысла жизни, поиск своего места в ней вместе с беском­промиссностью, однозначностью оценки вокруг проис­ходящего и большим влиянием эмоций на интеллект по существу делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуа­ций путем самоубийства.

Частота суицидных попыток в подростковой среде рас­тет. Каждое пятое самоубийство совершается подростком и с возрастом суицидальная активность подростков повы­шается. Лишь у четверти подростков суицидное поведение наблюдается в структуре психического заболевания (де­прессивные состояния, насильственные поступки, импуль­сивные действия и т.д.).

Суицидная попытка становится более вероятной и в свя­зи с недостаточной способностью подростка предвидеть возможные последствия своих действий. Прослеживается определенная связь между типом суицидного поведения и типом акцентуации характера. Демонстративные суи­цидные действия более свойственны истероидцым, а ис­тинное суицидное поведение — сенситивным личностям. Ситуационно-личностные конфликты, могущие приве­сти подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к покушениям на самоубийство, достаточно многообраз­ны. Постоянные незаслуженные упреки или унижения со стороны сверстников или школьных учителей при от­сутствии теплого и доброго отношения и понимания в семье могут выработать у подростка пессимистическое отношение к миру, чувство безысходности и как един­ственную в его представлении возможность в разрешении ситуации — самоубийство.

Инвалидизация или косметический дефект, оставляющие подростка вне круга романических отношений, формируют чувство безнадежности, отвергнутости, приводят к реаль­ной оценке перспектив и в силу названных выше психоло­гических особенностей подросткового возраста делают подобный личностный конфликт весьма суицидоопасным. Из других опасных в отношении самоубийства конфликтов у подростков можно назвать несостоятельность в какой- либо сфере, в том числе сексуальные неудачи при недели­катном поведении партнера, падение престижа, изменение привычного стереотипа, ведущее к социальной изоляции, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других (чаще родителей).

Значение внутриличностных и внешнесоциальных факто­ров в возникновении побуждения к суициду, по-видимому, носит характер обратно пропорциональной зависимости, то есть чем труднее и невыносимее ситуация, тем меньшая предуготованность (акцентуация, психопатия) личности требуется для суицидного поступка, и наоборот, чем вы- раженнее личностное своеобразие подростка, тем более нейтральная, с точки зрения постороннего, ситуация, и тем большее число таких ситуаций могут оказаться суици­доопасными. Независимо от конкретных мотивов суицида, подростки, готовящиеся к нему, во многих случаях прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерени­ях. Это может быть стремление к уединению, написание последних писем за закрытой дверью, какие-то особенные интонации, с которыми начинают произноситься слова: «До свидания», «Прости». Чаще всего это не поза, а последняя просьба о помощи, которая в условиях дефицита чуткости редко бывает услышана.

Суицидное поведение даже при явной демонстратив­ности должно вызывать к себе серьезное отношение окру­жающих, так как в связи с неопытностью подростка, его неспособностью правильно оценить последствия своих действий заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом.

Ситуационные реакции, так же как и поведенческие девиации В.В. Ковалев, подразделяет на непатологические (характерологические) и патологические (патохарактеро­логические). Предложенные критерии разграничения пер­вых и вторых — большая или меньшая интенсивность проявлений, большая или меньшая агрессивность или жестокость, большая или меньшая включенность вегета­тивного аккомпанемента — оставляют врачу-практику ши­рокое поле для субъективно психологических оценок и не могут считаться медицинскими. Ситуационную реакцию, изолированный поступок, поведенческий стереотип, по- видимому, в принципе не стоит расценивать как патологи­ческий или непатологический феномен.

Если они являются следствием болезненного состояния, определяемого медицинскими критериями, то должны рас­цениваться как поступки или поведение больного человека, как результат побуждений, диктуемых болезнью. В отрыве от болезненного контекста применение прилагательного «патологический» или «непатологический» к суициду, кра­же, агрессии, уходу из дому лишено смысла. Болезнь обяза­тельно проявит себя не только изолированным поступком, который может показаться чрезмерным, странным и т.п. Поиски же «ненормальности» в поведении, в отклонениях от нравственной или социальной нормы ведут в тупик еще и потому, что в разных областях знаний (педагогике, соци­альной психологии, этике, праве) выработаны собственные понятия нормы, нередко противоречащие друг другу.

Диагностические сложности в оценке отклоняющегося от нормы поведения ждут психиатра в любом случае. Но их будет меньше, если он будет заниматься своим делом в качестве патолога изучать и оценивать психические расстройства и соблюдать разумную умеренность при вторже- нии со своим диагностическим инструментарием в смеж- ные области знания.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры