Потребность в общении является фундаментальной потребностью человека. При шизофрении вместе с выпадением эмпатии она практически исчезает. Контакты становятся сугубо поверхностными, исключительно формальными и рационалистическими.
Основу отгороженности от внешнего мира при процессуальном (шизофреническом) аутизме у детей, в отличие от ранее рассмотренных форм, составляет не отсутствие потребности в контактах, не слабость эмоционального резонанса, не снижение психического тонуса, а глубокая интраверсия с погружением в мир болезненных переживаний, в мир продуктивных психопатологических феноменов (разнообразных страхов, патологических фантазий, галлюцинаций и пр.). Происходит стирание границ между субъективным и объективным. Интраверсия в сочетании с отверганием реальности составляют суть аутистической переустановки при шизофрении, и душевный контакт становится невозможным из-за невидимой стены, отделяющей от нас инобытие шизофреника. Базовыми диагностическими признаками раннего детского аутизма процессуального генеза являются хотя бы кратковременный период нормального психического развития, предшествующий аутизации, и прогредиентность, ведущая к характерному именно для шизофрении дефекту.
Как видно из вышесказанного, проявления раннего детского аутизма многообразны, клинические картины до такой степени различны, что вызывает сомнение правомерность обозначения их одним термином. Объединяются они одной общей особенностью — отсутствием гармонии личности с внешним миром. Суровый и сложный мир не хочет и не может быть в гармонии и с не понимающими его сложности непосредственными инфантильными чудаками Крепелина, и с не принимающими его правил, лишенными интуиции, непосредственности и детскости аутистическими психопатами Аспергера. Органическому аутисту и атоническому олигофрену Мнухина для гармонии с миром недостает интеллекта и психического тонуса. Аутист-шизофреник, вероятно, находится в гармонии с собственным миром болезненных переживаний и по своим аутистическим соображениям не стремится к гармонизации отношений с миром внешним. При синдроме Каннера наблюдается крайняя степень дисгармонии, когда вообще отсутствуют осмысленные отношения с окружающим миром.
Любопытно в связи с этим обратиться к этимологическому аспекту понятия «аутизм». Термин «аутизм», происходящий от греческого auto — «сам», предполагает уход в себя, в свой мир и, может быть, в какой-то степени, адекватен применительно к шизофреническому аутизму, но уж никак не применим к синдрому Каннера, поскольку содержательного мира у этих больных, судя по клинике, нет. Жизнь, которую они ведут, правильнее назвать жизнью вне людей, вне мира. И для обозначения такой жизни больше подходит не греческое auto — «сам», а английское out — «вне», что в транскрипции [aut\ вполне согласуется с привычным русским звучанием слова «аутизм». Виктория Токарева в одном из рассказов назвала таких детей «аутами». Слово «аут» удачно оттеняет и подчеркивает и специфику клиники синдрома Каннера, и талант писателя. Мы же, следуя традиции обозначать медицинские феномены латинскими или греческими терминами, продолжим называть этих больных аутистами.