Напишите нам

Поиск по сайту

Предлагаемая "Классификация" (и комментарии к ней) носит прикладной характер. Она может быть использована на­ряду с материалами, приведенными в настоящем пособии или в дру­гих методических пособиях) экспертами всех уровней в текущей работе при подготовке материалов к КМС, ЛЭК; в целях объективизации причин ошибок и определения перспективности использования медицинского работника в условиях ССМП.

Кроме того, данная "Классификация", расширяя представле­ние о частоте и распространенности разных факторов, степени влияния каждого из них на происхождение конкретных ошибок (с учетом механизмов, определяющих специфику дефектов), открывает возможности прогнозирования и поиска пу­тей предупреждения медицинских дефектов.

При использовании "Классификации" необходимо иметь в виду, что она разработана на основе многолетнего изучения ошибок. Изучались как частота, характер так и условия (факторы) их воз­никновения, в соответствии с принципами системного анализа при­нятия ошибочных медицинских решений (медицинская эрология - от лат. - error, ошибка) (Л.А.Лещинский, 1989; В.А.Фиалко, 1991).

Факторы подразделяются на группы по принципу противопос­тавления перспективы возникновения ошибок, т.е. на: 1)"неизбеж­ные", 2)"предрасполагающие", и те, и другие могут носить различный характер: объектив­ный (связанный с больным, болезнью или иными, не зависящими от врача, обстоятельствами), субъективный (связанный с личностью врача) или смешанный тип.

При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Изучение механизма происхождения ме­дицинских ошибок позволило автору прийти к выводу (и отразить в классификации), что в одних случаях трудно избежать их возник­новения, а в других, особенно связанных с воздействием факторов 2-й группы - появление дефектов не является ФАТАЛЬНЫМ. Рассмат­риваемая классификация как раз и позволяет определить конкрет­ные факторы, наиболее "податливые" к устранению или "смягчению" их отрицательных тенденций, с помощью организационно-методичес­ких и (или) других мероприятий.

Итак, работа с "Классификацией" в экспертных целях предпо­лагает вдумчивое знакомство эксперта с различными группами факторов, провоцирующих ошибочные действия медперсонала.

Рекомендации общего характера.

Вначале эксперту, приступающему к анализу и оценке той или иной ошибки, допущенной конкретным врачом или фельдшером, необ­ходимо установить взаимосвязь дефекта с провоцирующим фактором и найти его в таблице 4. Далее, после установления вида и груп­повой принадлежности фактора, "виновного" в происхождении дефекта, он используется как ориентир для конструирования экспертного заключения. Это необходимо как для подтверждения ха­рактера и категории ошибки, так и, особенно, для определения объективных (оправдывающих) обстоятельств или наоборот, конста­тации отсутствия таковых, с выводами о профессиональном уровне медицинского работника. Затем даются (в пределах компетенции эксперта) рекомендации о путях устранения или "смягчения" отри­цательного воздействия того или иного фактора на возникновение дефектов.

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры