Патогенез
У пациентов с ФМ имеется патологическое усиление болевых ощущений, они высокочувствительны и к болевым, и неболевым раздражителям (прикосновение, тепло, холод), и химическим стимулам. Необходимо отметить, что гиперчувствительность у этих пациентов существует не только к боли, но и к свету, звукам и запахам. Причина повышенной чувствительности у пациентов с ФМ не известна, однако в нескольких исследованиях было обнаружено нарушение механизмов регуляции боли в ЦНС. При проведении большинства из этих исследований у пациентов с ФМ были обнаружены признаки центральной сенситизации, указывающие на снижение порога возбудимости ноцицептивных нейронов в задних рогах спинного мозга и в головном мозге. Хотя для появления боли у пациентов с ФМ требуется поступление ноцицептивных импульсов с периферии, важной характеристикой центральной сенситизации служит тот факт, что даже очень небольшой постоянный приток ноцицептивных сигналов с периферии достаточен для поддержания сенситизированного состояния и хронической боли.
Наследственная и семейная предрасположенность
Появляется все больше свидетельств роли наследственной предрасположенности в развитии ФМ, хотя эти данные носят в большей степени умозрительный характер, и не могут считаться достоверными. Результаты нескольких проспективных исследований предполагают, что у родственников пациентов с ФМ это заболевание встречается с большей частотой, чем в общей популяции. У членов семей пациентов с ФМ также с большей частотой наблюдаются различные заболевания, ассоциированные с ФМ, включая синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, мигрень и расстройства настроения. Многие из этих сопутствующих заболеваний, включая мигрень и большое депрессивное расстройство, также характеризуются семейной предрасположенностью.
Провоцирующие факторы
Дебют ФМ часто связан с действием определенных провоцирующих факторов. Как и при многих других заболеваниях, появление симптомов ФМ возможно у генетически предрасположенных лиц при воздействии некоторых провоцирующих факторов внешней среды. Большинство пусковых факторов у пациентов с ФМ могут рассматриваться как «стрессорные» факторы и включают травму, инфекции, эмоциональный дистресс, эндокринные расстройства и активацию иммунной системы, иногда приводящую к развитию аутоиммунных заболеваний.
Результатом действия этих стрессорных факторов может быть интенсивная боль, инвалидизация, снижение качества жизни, эмоциональный дистресс и снижение уровня физической активности пациентов. Некоторые наиболее достоверные доказательства, указывающие на связь между травмой и симптомами ФМ, были получены в процессе проспективных исследований, включающих взрослых пациентов с травмой шеи. По сравнению с переломами нижних конечностей у взрослых пациентов и повреждением голеностопных суставов, при травме шеи риск развития ФМ в течение 1 года после травмы был повышен в 10 раз. Дополнительные доказательства существования связи между травмой и ФМ включают посттравматические нарушения сна, локальный очаг повреждения как источник хронической дистальной региональной боли и современные доказательства значительной распространенности нейропластических процессов при ФМ. Особенности хронической боли после травмы шеи требуют решения ряда важных вопросов о влиянии локализации повреждения на отдаленный исход травмы. Очевидно, что иногда отдаленный исход при травме шеи и травме головы бывает различным. Существуют данные, указывающие на различия болевой чувствительности в разных частях тела. Например, порог болевой чувствительности при действии механических раздражителей в области шеи и верхней части грудной клетки ниже, чем в нижних конечностях. Однако в будущем необходимо проведение проспективных исследований, чтобы подтвердить эту связь и определить, играет ли травма роль причинного фактора в развитии боли у пациентов с фибромиалгией.