Для того чтобы правильно оценить клиническую картину и назначить адекватное лечение, врач должен начинать с подробного сбора анамнеза и физикального обследования. Методы физикального обследования, лабораторные исследования и техники визуализации способствуют выявлению органической патологии. Однако патологические изменения, обнаруженные при физикальном и лабораторном обследовании, плохо коррелируют с болью, и это часто не позволяет установить точный диагноз или даже адекватно идентифицировать анатомическую причину боли. Поэтому для правильной оценки боли также требуется проведение подробной беседы с больным, использование специальных методов по оценке боли, помогающих проанализировать огромное количество психосоциальных и поведенческих факторов, влияющих на субъективное описание пациентом своих ощущений.
Так как отсутствуют методы, позволяющие получить объективную количественную оценку выраженности и тяжести боли, ощущаемой пациентом, оценка боли может производиться лишь непрямым путем, основываясь на вербальной и невербальной информации, полученной в процессе общения с пациентом. Пациентов обычно просят описать характер боли (например, колющая, жгучая), ее локализацию и интенсивность. Однако в процессе общения с больным трудно правильно оценить его ощущения, так как боль представляет собой сложный и субъективный феномен, включающий множество факторов и представляющий собой уникальное и индивидуальное переживание для каждого пациента. У пациентов с одинаковыми повреждениями отчеты по характеру боли, включая ее интенсивность, качество и негативное влияние, широко варьируют. Описание пациентом своей боли также находится под влиянием социальных и культурологических факторов.
Беседа с больным
Темы, обсуждаемые в процессе беседы с пациентом
- Представление пациента о причине боли
- Восприятие пациентом боли (как часто и когда возникает боль) и связанных с ней симптомов
- Лечение, которое пациент получал в прошлом и получает в настоящее время
- Влияние боли на повседневную активность
- Влияние боли на межличностные отношения
- Уровень и характер эмоционального дистресса
- Действующие в настоящее время стрессовые факторы и предмет (область) конфликта
- Методы, применяемые пациентом для того, чтобы справиться со своими симптомами
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками в анамнезе
- Какие действия предпринимает пациент для того, чтобы окружающие узнали, что он испытывает боль
- Реакция на мнение значимых окружающих людей
- Социальный анамнез
- Образование и профессиональный анамнез
- Получает ли пациент или стремится получить материальную компенсацию, и его участие в судебных процессах
- Беспокойства и ожидания
Важные вопросы для беседы с больным представлены в табл. 5.1. Также может быть использована функциональная оценка боли пациента. Пациентам можно задавать вопросы о том, боль какой интенсивности они ощущают в настоящее время, какую боль они испытывали на прошлой неделе или в прошлом месяце, ли они могут регулярно заполнять дневник интенсивности боли, делая записи в дневнике несколько раз каждый день или несколько дней в неделю. Выяснение характеристик болевого синдрома хоть и необходимо, но все же недостаточно информативно. Заполнение дневника может предоставить более точную информацию о динамике интенсивности боли. Врач может использовать информацию, полученную в процессе клинического интервью и из дневников больного, для того чтобы лучше идентифицировать особенности поведения пациента, как в периоды, предшествующие обострению боли, так и после обострения.
Представления пациента о причинах возникновения его боли, о направлениях ее развития и эффективности терапии будут оказывать важное влияние на его способность справиться со своей болью и соблюдение режима лечения. Таким образом, в процессе проведения беседы с пациентом необходимо сфокусировать внимание на особенностях его мышления, поведения, характере эмоций и физиологических реакций, которые предшествуют обострению боли, сопровождают его и следуют за ним. Необходимо также выяснить влияние внешней среды, временных факторов на реакции пациента (когнитивные, эмоциональные, поведенческие, включая частоту и типичный характер ответа в разных ситуациях). Необходимо отмечать любые негативные мысли, так как они вносят вклад в формирование чувства беспомощности, дисфории и нежелания участвовать в какой-либо деятельности.
Для пациента и членов его семьи является важным определение цели и возможных результатов терапии. Например, ожидание, что боль будет полностью купирована, может не соответствовать реальности, и на это следует обратить внимание, чтобы избежать разочарования в том случае, если цели не удастся достигнуть. Кроме того, формулирование целей лечения (включая уменьшение выраженности симптомов; уменьшение эмоционального дистресса; улучшение физических, социальных и профессиональных возможностей пациента; уменьшение нерационального использования ресурсов системы здравоохранения) помогает вернуть пациента на оптимальный функциональный уровень, соответствующий возрасту, полу, образованию и имеющимся физическим нарушениям.