В соответствии с моделью формирования классического условного рефлекса, если болевой раздражитель сочетается повторно с нейтральным стимулом, то в дальнейшем нейтральный стимул способен вызвать болевой ответ. Например, у человека, почувствовавшего боль после занятий на беговой порожке, может выработаться условный рефлеке, и он будет испытывать негативную эмоциональную реакцию на беговую дорожку и на любой стимул, связанный с ней (например, физическая терапия, гимнастика). Негативная эмоциональная реакция может усиливать мышечное напряжение, способствуя усилению боли и дальнейшему укреплению связи между стимулом и болью. Основываясь на этой теории, люди с хронической болью могут избегать тех видов активности, которые ранее ассоциировались с дебютом или обострением боли.
В 1976 году психолог Wilbert Fordyce предложил использовать теорию оперантного (инструментального) обусловливания2 для объяснения возникновения хронической боли. Согласно этой теории, поведение, связанное с острой болью (например, ограничение физической нагрузки на зону повреждения для защиты от появления дополнительной боли), может попадать под подкрепляющее влияние случайных обстоятельств и, таким образом, эволюционировать в хроническое болевое расстройство.
Внешние признаки болевого поведения включают следующие:
- Словесные сообщения.Невербальная вокализация (например, вздохи, стоны).
- Двигательная активность.
- Выражение лица.Поза и жестикуляция (например, хромота, растирание болезненной части тела).
- Функциональные ограничения (больной длительно лежит или находится в положении полусидя, неактивен).
- Действия, направленные на уменьшение боли (например, прием лекарств, обращение к медицинскому персоналу за помощью).
Эти виды поведения могут получать непосредственное подкрепление; например, пациенты могут добиться внимания со стороны медсестры или врача, или получить денежную компенсацию, или избежать нежелаемой деятельности. Болевое поведение также может поддерживаться посредством стремления избежать влияния повреждающих раздражителей или неприятной работы при помощи приема соответствующих препаратов или отдыха. Кроме того, «хорошее поведение» (например, физическая активность, работа) может не получать позитивного подкрепления и, таким образом, поддерживается более «выгодное» болевое поведение.
Operant conditioning model — другие варианты перевода, встречающиеся в литературе: модель оперантного научения, модель оперантного кондиционирования.