Существует много различных способов выявления болевого поведения. Разработаны списки поведенческих проявлений, позволяющих идентифицировать частоту и тип болевого поведения, проявляющегося у пациента. Такие списки могут применяться для самоотчетов пациентов или заполняться другими лицами. Например, шкалы наблюдения за поведением могут быть заполнены близкими людьми больного (членами семьи, мужем или женой). Врач может использовать различные методы наблюдения для оценки проявлений болевого поведения (например, наблюдая за поведением пациента, когда он ожидает своей очереди, во время приема, в процессе беседы или в процессе выполнения серии физических тестов). Отмечая тип и частоту болевого поведения, можно получить подробную информацию о том, как проявляется болевое поведение, в чьем обществе оно возникает, и понять реакцию окружающих на болевое поведение пациента. У людей с хронической болью тенденция к большей демонстрации болевого поведения наблюдается в обществе тех людей, которые способствуют его позитивному подкреплению (например, в случаях предоставления болеутоляющих средств, физической близости, помощи при выполнении работы). Подробная информация о том, какие факторы усиливают и уменьшают проявления болевого поведения, может быть использован при определении целей лечения.
Опросники для заполнения пациентом
Разработано множество диагностических пособий, позволяющих оценить позицию пациента, его представления и ожидания по отношению к своему состоянию, динамике развития симптомов болезни и возможностям медицины. Стандартизированные опросники имеют множество преимуществ. Они легко применяются, требуют минимальных затрат времени, позволяют оценить широкий спектр поведенческих реакций, в том числе и частного характера (сексуальные связи) или скрытых для наблюдателя (мысли, эмоции), и, что наиболее важно, с их помощью можно получить надежную и обоснованную информацию. Эти опросники не должны рассматриваться как альтернатива беседе с пациентом. Напротив, они позволяют выделить вопросы, которым нужно будет уделить более пристальное внимание при общении с пациентом или помогают исследовать те аспекты поведения больного, которые не будут затрагиваться в процессе беседы. Кроме того, они способствуют проведению сравнения между группами пациентов с болевыми синдромами и дают возможность получить ценную информацию о функциональном статусе пациентов с определенными заболеваниями.
Разработаны опросники, при помощи которых пациенты оценивают свои функциональные возможности — возможность участвовать в различных видах деятельности, например подниматься пешком по лестнице, сидеть в течение определенного периода времени, поднимать вес. Эти опросники позволяют оценить активность пациента в повседневной жизни, а также интенсивность боли, возникающей в процессе ее выполнения.
Разработано множество психосоциальных методик скринингового исследования (см. табл. 6.6), с помощью которых определяется выраженность психологического дистресса у пациентов с хронической болью; негативное влияние боли на жизнь больного; контроль пациента над своими чувствами; используемые больным стратегии преодоления и отношение к своему заболеванию, боли и медицинской помощи. Однако необходимо помнить, что боль или принимаемые препараты могут изменять ответы пациента при заполнении опросника. Например, для того чтобы выявить депрессию, пациентам задают вопросы об аппетите, характере сна, испытывают ли они слабость и усталость. Принимаемые лекарства могут изменить характер ответов на эти вопросы, что в свою очередь может привести к ошибочной интерпретации состояния больного. В результате, во всех случаях целесообразно подтверждать информацию, полученную из опросников, при помощи других методов, таких как беседа с пациентом и его близкими людьми и история болезни.