Различные шкалы и индексы тяжести травмы стали появляться с 1950-х гг. Цель их создания — количественная оценка тяжести повреждений разной локализации и индивидуального прогноза. Сначала основное внимание уделяли закрытой травме в результате дорожно-транспортных происшествий, В дальнейшем шкалы и индексы неоднократно пересматривали, внося поправки, касающиеся разных механизмов травмы, особенностей патогенеза, а также неоднородности состава больных.
На практике шкалы и индексы тяжести травмы применяют для решения следующих задач:
- рациональная сортировка пострадавших на догоспитальном этапе, позволяющая при необходимости задействовать санитарную авиацию;
- перевод больных из небольших больниц в региональные травматологические центры;
- оценка индивидуального прогноза;
- оценка эффективности программ по борьбе с травматизмом;
- повышение качества медицинской помощи в стационаре. Существует три основных типа шкал и индексов тяжести травмы: функциональные, анатомические и комбинированные. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Единого мнения о том, какой тип шкал и индексов больше подходит для той или иной клинической ситуации, нет. Тем не менее их применение — единственный метод стандартизации, подходящий для эпидемиологических исследований и сравнения методов лечения весьма гетерогенной группы больных с травмой.