Первая советская фармакопея увидела свет в 1926 г.; этот момент стал своеобразной точкой отсчета для создания научной основы организации контроля за качеством медицинских препаратов. С 1929 г. была также введена выборочная проверка препаратов, реализуемых через аптеки.
На Всероссийском фармацевтическом совещании, которое состоялось в 1926 г., было уделено большое внимание оптимизации работы контрольно-аналитической службы.
Формирование системы аптечного дела было завершено в 1927 г. утверждением Устава, определявшим права и обязанности аптекоуправлений при отделах здравоохранения. Республиканские аптекоуправления были созданы в РСФСР и УССР в 1930-1935 '$>Ы затем аналогичные организации появились и в других союзных республиках. Централизованное управление и координация деятельности данных организаций осуществляла специальная Аптечная инспекция, основанная в 1936 г. при Народном Комиссариате здравоохранения. Следует отметить, что повышенное внимание уделялось контролю за качеством фармацевтической продукции в процессе их производства на профильных предприятиях. Управляющие предприятиями химико-фармацевтической промышленности несли личную ответственность (вплоть до уголовной) за качество выпускаемой продукции согласно утвержденной приказом ВСНХ СССР «Инструкции о порядке открытия заводов и лабораторий для производства фармацевтических препаратов».
В 30-е гг. XX в. контроль за качеством фармакологических препаратов был возложен на контрольные лаборатории предприятий и отделы технического контроля. Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, в 1938 г. был отмечен чрезвычайно высокий уровень продукции, не отвечавший требованиям. Отмечалось до 7,1% брака при промышленном и 27,6% — при аптечном изготовлении. К числу основных причин недопустимо высокого процента брака относились: отсутствие-надлежащего контроля, несоблюдение технологического процесса на различных этапах производства, банальная антисанитария, низкое качество поставляемого сырья, небрежное хранение исходных веществ, плохие условия для работы отделов контроля качества продукции. Стоит отметить, что при выявлении некачественной фармацевтической продукции в настоящее время, причины озвучиваются те же самые.
Контроль за качеством лекарственных препаратов в последующие годы был усилен, для чего во всех областных центрах были созданы КАнЛ. Это предоставило органам контроля возможность осуществлять ежемесячную проверку лекарственных препаратов, ко- • торые реализовывались через аптечную сеть. В 1938 г. в большинстве аптек начинают создаваться специальные контрольно-аналитические кабинеты и «столы», которых вместе с КАнЛ насчитывалось к 1941 г. уже 1133. Помимо этого, в то время были разработаны новые виды внутреннего аптечного контроля, которые непрерывно совершенствуются и сохраняют cboi актуальность и в наше время.
В связи с тем, что был выявлен высокий процент некачественной фармацевтической продукции, НКЗ СССР были скорректированы (а частично и пересмотрены) задачи службы по анализу и контролю за лекарственными средствами. В 1939 г. была утверждена новая «Инструкция о внутриаптечном контроле», которая обязывала ответственных сотрудников проводить органолептический, качественный, опросный, а по необходимости и качественный химический виды анализов препаратов. К каждой партии готового товара обязательно следовало прилагать копии данных анализов с печатью отделов технического контроля предприятий. Перечисленные меры оказались эффективными и уже к 1940 г. процент некачественной продукции снизился до 1%.