Взгляд на проблему американскими коллегами.
Что при уходе за умирающими пациентами и общении с их родственниками нужно помнить в первую очередь?
Выберите спокойную минутку и обдумайте, какое отношение хотелось бы встретить Вам и Вашим родственникам в случае смерти близкого человека. Можно прямо спросить у родственников погибшего об их пожеланиях; старайтесь как можно больше помочь им. Родственники запоминают первые два часа после сообщения о смерти очень точно; в памяти у них это время будет прокручиваться, как видеозапись. Часто впоследствии они могут в мельчайших подробностях описать момент, когда им сообщили о смерти или когда они стали ее свидетелями, поэтому в этот период времени поддержать родственников очень важно.
Должны ли сотрудники ОНП рассылать уведомления или связываться с родственниками погибшего впоследствии?
Во многих клиниках в течение года после смерти пациента действуют специальные программы для сотрудников и родственников, например Death Notification and Survivor Care Program - «Уведомление о смерти и забота о родственниках умершего» (Калифорнийский университет, Сан-Франциско). Неотъемлемой частью таких программ является направление открытки или письма с выражением соболезнований родственникам погибшего. Другие программы предусматривают через определенный период после смерти пациента телефонный звонок родственникам для оценки их состояния и предложения помощи.
Формирование контакта с родственниками после смерти пациента позволяет медработнику по-новому осмыслить свою практическую деятельность. Смерть пациента более не рассматривается как момент окончания заботы о нем. Напротив, связь с его родственниками должна продолжаться, поскольку она может помочь медработнику бороться с не стихающим горем. Люди, обеспечивающие связь с родственниками, должны пройти специальное обучение у специалистов в области работы с семьями, перенесшими потерю близкого. Направлением открыток с выражением соболезнований и беседами с родственниками должны заниматься только сотрудники, искренне желающие работать с семьями, перенесшими потерю близкого. Специальное обучение этой работе осуществляют такие организации, как Ассоциация по обучению и консультированию в случаях смерти (Association for Death Education and Counseling — A DEC), Национальная ассоциация социальных работников (the National Association of Social Workers — N ASW), региональные министерства.
Должны ли сотрудники ОНП присутствовать на похоронах пациента, умершего в отделении?
Часто сотрудники отделения в случаях, когда они были знакомы с пациентом в течение долгого времени или когда они участвовали в его длительной реанимации, принимают решение присутствовать на похоронах. Такое решение каждый сотрудник принимает сам. Необходимо предоставить сотрудникам возможность побывать на похоронах, если они этого желают. Некоторым сотрудникам посещение похорон может помочь справиться с переживанием смерти пациента. Другие сотрудники не хотят присутствовать на похоронах пациента, и этот выбор также следует уважать.
Принимая решение о предоставлении свободного времени сотруднику для посещения похорон, менеджер должен учитывать, пойдет ли это на пользу данному человеку. В итоге нужно решить, насколько выделение свободного времени повлияет на психическое здоровье и работоспособность каждого из сотрудников отделения.
Следует ли медсестре» ощущающей после работы с родственниками пациента, умершего в ОНП, эмоциональную опустошенность, считать такое состояние естественным?
Да. Забота об умирающем человеке и его родственниках требует огромного количества эмоциональной энергии. Многие медицинские работники испытывают чувство горя при смерти пациента, и по мере увеличения количества таких случаев это чувство усиливается. Каждый человек переживает стресс по-своему. Единственно правильного отношения к смерти пациентов не существует. Необходимо отыскать способ здорового переживания стресса. Можно использовать различные упражнения, медитацию, чтение, беседы с коллегами. Нездоровая реакция на стресс может проявляться злоупотреблением алкоголем, употреблением наркотиков, перееданием, нарушениями сна.
В 1993 году Ларсон описал последствия постоянного контакта с людьми, переживающими горе, утраты, опасные для жизни заболевания. Медсестры должны осознать, каким образом реакция на стресс проявляется именно у них, и определить, каким образом можно ее уменьшить. Возможные реакции медицинских работников на критические ситуации, такие как смерть пациента, изучает также Фонд анализа стрессов в критических ситуациях (ФАСКС; Critical Incident Stress Debriefing — CISD).
В каждом учреждении, оказывающем неотложную помощь, должен быть обеспечен доступ к группам сотрудников, обученных ФАСКС. Многие годы услугами этой службы пользовались только люди, оказывающие помощь на догоспитальном этапе, например парамедики и пожарные. Теперь известно, что сотрудникам ОНП анализ стрессовых реакций также может пойти на пользу. Для сотрудников службы важно провести подробный анализ особенностей критической ситуации; необходимо узнать все, что произошло. Предоставление сотрудникам времени для обсуждения своих ощущений и чувств помогает осмыслить произошедшее. Полагают, что такое понимание в дальнейшем поможет медицинскому работнику, регулярно сталкивающемуся с критическими ситуациями, сохранить психическое здоровье.
Разбор стрессовой реакции начинается с конфиденциального обсуждения критической ситуации с ее участниками. Каждому из них дают возможность описать свои переживания и чувства, возникшие после ее завершения. По мере сбора информации от участников последовательность событий проясняется. Разбор можно провести также в виде группового собрания или индивидуальных встреч со специалистом группы ФАСКС.
Некоторые авторы считают, что в первую очередь людям следует прибегать к обычным системам оказания психологической помощи. Для некоторых людей этой первоначальной поддержки достаточно; другим по прошествии времени может понадобиться дополнительная помощь.