26. Что такое алексия, чем она отличается от дислексии?
Алексия — приобретенное расстройство понимания письменной речи, иными словами затруднения при чтении. Дислексией, как правило, называют нарушение формирования навыка чтения в процессе развития.
27. Какие типы дислексии существуют, где локализуются поражения, ответственные за их возникновение?
При глубокой дислексии наблюдаютвя семантические ошибки, конкретные слова пациенты читают легче, но затрудняются при чтении артиклей, местоимений или ничего не означающих сочетаний букв («неслов»). Поражение локализуется в околосильвиевой области и связано с афазией.
При фонологической дислексии нарушено преобразование графического представления слов в звуковое, а также чтение ничего не означающих сочетаний букв. Поражение локализуется в доминантной околосил ьвиевой коре, верхней части височной доли и угловой извилине.
При поверхностной дислексии нарушена способность читать слова, не подчиняющиеся стандартным правилам фонологического произношения. Локализация поражения неясна. Данное состояние иногда отмечается при болезни Альцгеймера.
28. Что такое алексия без аграфии, где локализуется поражение, ответственное за ее возникновение?
Алексия без аграфии (изолированная словесная слепота, или приобретенная изолированная алексия) — нарушение способности читать при сохранной способности писать. Она возникает при поражении доминантной затылочной доли (часто сопровождаясь гомонимной гемианопсией) или разобщением недоминантной затылочной доли и доминантной теменной доли вследствие повреждения нижней части валика мозолистого тела. Кроме того, она может встречаться при поражении латерального коленчатого тела доминантного полушария и валика мозолистого тела либо при одиночном повреждении пери-вентрикулярного белого вещества в затылочно-височной области доминантного полушария (позади, ниже или сбоку от заднего рога бокового желудочка). Наиболее частая причина — инфаркт в бассейне задней мозговой артерии доминантного полушария.
30. Какую часть популяции составляют левши?
Менее 5% людей используют левую руку для выполнения всех заученных действий, 60% используют только правую руку, а 35% используют правую и левую руку попеременно.