Напишите нам

Поиск по сайту

Фактор DAF предохраняет эритроциты, лимфоциты, тромбоциты и соматические клетки от повреждения собственным комплементом. Он блокирует связывание ком­понентов С4Ь2а и СЗЬВЬ, ускоряет диссоциацию СЗ-конвертазы при активации ком­племента по классическому и альтернативному пути (Coyneet и соавт. [12]).

Фактор DAF, содержащийся в эпителиальных клетках трофобласта, защи­щает плод от проникновения в его организм комплемента из крови матери (Holmes и соавт. [32]).

Белок CD59 - мембранный ингибитор реактивного лизиса (MIRL), также от­носится к гликопротеинам, регулирующим функцию комплемента. Он принадле­жит семейству Ly-б, ингибирует связывание компонентов С8 и С9 и тем самым предотвращает образование комплекса, разрывающего оболочку клетки. CD59 присутствует на мембране эритроцитов, но не несет групповых антигенов.

CD59 гликозилирован в позиции Asn 18, его мол. масса около 18 кДа. Так же как и DAF, CD59 соединен с мембраной эритроцита GPI-якорем - глико-зилфосфатидилинозитолом (Fletcher и соавт. [25], Telen [97], Rosse, Ware [85], Lachmann [42]). Ген CD59 картирован на хромосоме 11.

Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (ПНГ), характеризующаяся вну-трисосудистым гемолизом, обусловлена Х-сцепленным геном PIG-А. Мутации в этом локусе нарушают синтез GPI-ассоциированных протеинов, что приводит к дефициту CD59 и DAF на поверхности мембраны клеток (Rosse, Ware [85], Takeda и соавт. [96], Bessler и соавт. [6]).

У больных ПНГ концентрация CD59 и DAF на эритроцитах снижена (Nicholson- Weller и соавт. [67]), вследствие чего они не могут противостоять лизи­су под действием собственного комплемента непосредственно в кровяном русле. ^!$f$epecHO отметить, что эритроциты Inab, несмотря на дефицит фактора ^^щцодвержены внутрисосудистому гемолизу. Ни у одного из 6 индивидов с фенотипом никаких проявлений внутрисосуцистого гемолиза не отмече-Ш(ШЩ и соавт. [106], Daniels и соавт. [18], Telen и соавт. [98], Merry и соавт. [62]). В отличие от эритроцитов больных ПНГ, эритроциты Inab не лизировались подкис­ленной аллогенной сывороткой после обработки ядом кобры. Однако они в боль­шей степени, чем нормальные эритроциты, были подвержены гемолизу Холодовы­ми антителами в растворе сахарозы (Telen и соавт. [98], Merry и соавт. [62]).

Прямая проба (эритроциты Inab + антиглобулиновая сыворотка с антитела­ми к С3-компоненту комплемента) дала отрицательный результат. Эритроциты Inab, таким образом, не содержали на своей поверхности С3-компонента ком­племента, что свидетельствоввало также об отсутствии на таких эритроцитах ингибитора СЗ-конвертазы (Telen и соавт. [98], Merry и соавт. [62]).

Когда CD59 блокировали МКА анти-СЭ59, эритроциты Inab лизировались подкисленной аллогенной сывороткой (Daniels и соавт. [18], Holguin и соавт. [31]). В тестах на реактивный лизис эритроцитов, обработанных МКА к CD55 и CD59, эффект наблюдали при использовании анти-С059антител (Yuan и соавт. [112]).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что гликопротеины DAF и CD59 выполняют функцию защиты клеток от собственного комплемента, при этом вклад CD59 выше, чем DAF.

У больного, гомозиготного по делеции одного из нуклеотидов в гене CD59, кон­центрация гликопротеина CD59 была низкая, DAF - нормальная, при этом наблюда­ли синдром, напоминавший ПНГ (Yamashina и соавт. [110], Motoyama и соавт. [63}).

При определении чувствительности эритроцитов к комплементзависимому лизису получены следующие результаты (в порядке возрастания): дефицитные по DAF эритроциты Inab имели 4,6 ед., СВ59-дефицитные эритроциты -11,7 ед., де­фицитные одновременно по DAF и CD59 - 47,6 ед. (Shichishima и соавт. [88]).

Наряду с защитой клеточных элементов крови от комплементопосредован-ного лизиса CD59 выполняет и другую биологическую функцию: препятствует проникновению в эритроциты малярийного плазмодия Plasmodiumfalciparumи тем самым обеспечивает невосприимчивость к малярии (Wiesner и соавт. [108]).

Фактор DAF принимает участие в межклеточных взаимодействиях, явля­ясь лигандом CD97, который представлен в мембране клеток семью доменами (Hamann и соавт. [28]).

Подобно антигену Р, DAF выступает в качестве рецептора для уропатоген-ных штаммов Escherichiacoli, обусловливает предрасположенность к инфи­цированию этими бактериями эпителиальных клеток мочевыводящих путей (Moulds и соавт. [65]). Лизаты Escherichiacoliвызывали агглютинацию всех об­разцов эритроцитов, несущих антигены Cromer, эритроциты Dr(a-) и Inab они не агглютинировали (Nowicki и соавт. [69]). Бактериальные антитела, связы­вающиеся с антигеном Dra, получили название Dr-адгезины. Очищенные Dr-ЭЙраины, так же как и лизаты Escherichiacoli, связывались с яйцеклетками ки-"^йскогр^хомячка, которые были подвергнуты трансфекции нормальной кДНК г^& Шчедгезины не реагировали с интактными яйцеклетками и яйцеклетками, подвернутыми трансфекции кДНК DAF, кодирующей Ser 165 Leu [характери­стика фенотипа Dr(a-)] (Nowicki и соавт. [68]).

Nowicki и соавт. [70], Lublin [50] применили Dr-адгезины, выделенные из ре-комбинантных штаммов бактерий, в качестве тест-реагента в иммунофлюорес-центном методе исследования и показали, что лиганд DAF представлен на по­верхности эпителия всех типов. В наибольших концентрациях он присутство­вал в эпителии почечных канальцев и клубочков.

DAF является лигандом для эховирусов, вируса Коксаки и многих других (Evans и соавт. [24]). Некоторые разновидности эховируса агглютинируют эри­троциты (Goldneld и соавт. [26]). Эксперименты по связыванию эховируса с трансфектированными яйцеклетками китайского хомячка показали, что присо­единение его к клетке происходит в том случае, если на ее поверхности присут­ствуют домены DAF: ККП-2, ККП-3 и ККП-4 (Clarkcon и соавт. [10]). МКА к ККП-3 блокировали связывание эховирусов с рецепторами клеток (Clarkcon и соавт. [10], Bergelson и соавт. [5]).

На мембране эритроцитов, помимо DAF, присутствуют другие протеины, связанные с клеткой посредством GPI-якоря. Некоторые из них несут группо­вые антигены систем Cartwright, Dombrock, JMH, а также антиген Emm. Лиганд LFA-3 (CD58) присутствует на мембране эритроцитов, не будучи ассоциирова-ным с групповыми антигенами. Большинство молекул LFA-3 связано с мембра­ной эритроцита через GPI-якорь, некоторая их часть расположена в трансмем­бранной и внутриклеточной зоне клетки. Лиганд LFA-3 выполняет функцию молекул межклеточной адгезии и участвует в активации Т-клеток через связы­вание с лигандом CD2 (Springer и соавт. [92], Anstee и соавт. [2]).

Еще один белок, участвующий в регуляции активности комплемента, полу­чил обозначение С8-связывающий протеин (Schonemark и соавт. [87]). Он от­сутствует на эритроцитах больных ПНГ и, очевидно, связан с мембраной эри­троцитов посредством того же GPI-якоря (Hansch и соавт. [29]).

Прионовые протеины РгРс также являются GPI-ассоциированными, они присутствуют на клетках различных тканей организма. Изоформа указанных протеинов, обозначенная как PrPSc, способна вызывать губчатую энцефалопа­тию - болезнь Крейтцфельдта-Якоба (Prusiner [77]). Лиганд РгРс присутствует в небольших количествах на эритроцитах здоровых людей, на эритроцитах боль­ных некоторыми формами ПНГ он отсутствует.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры