Напишите нам

Поиск по сайту

К15

На эритроцитах К о Обнаружен Другой антиген, Кх (см. система Кх), который присутствует и на нормальных эритроцитах, но скрыт под более разветвленной структурой Келл-гликопротеина. Отсутствие антигенов Kell и одновременное присутствие антигена Кх послужили основанием причислить Кх к системе Келл, и он получил обозначение К15. Однако постепенно выяснилось, что Келли-антигены и Кх-антиген, хотя структурно и связаны, но относятся к разным антигенным системам. Антиген Кх находится на иных мембранных компонентах эритроцитов, чем гликопротеин, который несет на себе антигены системы Келл. Продукция Кх кодируется локусом ХК, расположенным на Х-хромосоме, в то время как локус KEL находится на хромосоме 7. В связи с этим обозначение К15 было упразднено, антиген Кх получил статус системы, КОТОРОЙ присвоен
номер ISBT 019 [141].

В 1976 г. Марш [цит. по 204] описал K-подобный антиген, получивший номер К16, который выявляли на эритроцитах 99,8% людей. Ранее Марш и Аллен отметили, что K-подобный антиген присутствует на эритроцитах к + и отсутствует на эритроцитах к-. Различие между антигенами к и К16 заключалось лишь в том, что эритроциты фенотипа Маклеод имели слабовыраженный к-антиген, K + W , но при этом были К16-. Осталось невыясненным: была ли разница количественной или качественной. Других сообщений об исследовании антигена К16 не было, и он продолжает оставаться в номенклатуре ISBT.

К18

Антиген К18 - единственный из всех антигенов, наследственную передачу которого не удалось проследить, поскольку все тестированные люди являлись носителем этого антигена, т. е. были К18 +. Исключение составили 2 человека (женщина и мужчина), эритроциты которых не содержали антигена К18, а в сыворотке их крови имелись анти-К18-антитела [98, 307]. Среди 54 450 доноров не найдено ни одного К18- (Barrasso и соавт. [97]).

Первый образец сыворотки анти-К18 нашли Barrasso и соавт. [98] в 1975 г. у женщины, имевшей 8 беременностей и 1 трансфузию крови. Сыворотка содержала смесь антител анти-К1 и антител IgG, получивших наименование анти-К18. Последние реагировали со всеми исследованными эритроцитами (2000 образцов К-), включая редкие фенотипы: К12-, К13- и др, но не реагировали с эритроцитами К. о и эритроцитами самой женщины. Авторы отметили, что антиген К18 сильнее экспрессирован на эритроцитах Кр (Ь +), чем Кр (Ь-), а также сильнее выражен на эритроцитах К13 +, чем К13-. Экспрессия антигена К18 на эритроцитах фенотипа Маклеод была самой слабой.

В 1983 г., через 8 лет после своей находки, Barrasso и соавт. [97] опубликовали дополнительные данные о К18-антителах и их вероятном клиническом значении. Антитела анти-К18 представляли собой комбинацию иммуноглобулинов в основном субкласса IgG4 и небольшого количества IgGl и, как предполагалось, не должны были вызывать сильного разрушения эритроцитов в естественных условиях. Однако пробная инъекция эритроцитов К1-К18 +, меченных Сг 51 , показала, что более 60% перелитых клеток разрушались в кровотоке пациентки в течение первых 24 ч после введения. Проба с фагоцитозом в моноцитарном монослое также свидетельствовала о несовместимости эритроцитов К18 + и возможности их быстрого выведения из циркуляции. Полученные результаты побудили лечащих врачей отказаться от трансфузии эритроцитов и изменить тактику лечения.

Второй образец К18-антител обнаружили Pehta и соавт. [307] в 1990 г. у мужчины 78 лет, получившего трансфузию. В его сыворотке, так же как у описанной выше женщины, присутствовали антитела анти-К1 и анти-К18. Авторы указали на интересную особенность: эритроциты пациента не реагировали с сыворотками aHTH-Yt и aHTH-Yt б , т. е. были Yt (погло-). По этому поводу Issitt, Anstee [204] дали комментарий, что это второй из известных случаев Картрайт отрицательного фенотипа. Первый был обусловлен транзи-торным подавлением экспрессии антигенов системы Картрайт. Пробанд Yt (погло-), описанный Pehta и соавт. [307], представлял собой, по-видимому, такой же феномен.

В методе проточной цитометрии эритроциты К18 + сына пациента реагировали слабее, чем эритроциты К18 + других лиц, что, как считают авторы, подтверждает принадлежность этого Напа-Келл-антигена к системе Келл. Отсутствие антигена К18 у отца отразилось в силу эффекта дозы на слабой выраженности антигена К18 у сына.

Ли и соавт. [231] показали, что, несмотря на серологическую идентичность обоих пробандов, фенотип К18- сочетался с различными нуклеогидными заменами в одном и том же кодоне экзона 4: в первом случае - С 508 Т, приводящая к замещению Arg 130 Thr; во втором - G 509 А, приводящая к замещению Arg 130 Джин.

К19

Первые анти-К19-антитела обнаружили Сабо и соавт. [337] в 1997 г. в сыворотке белой женщины сорока лет, имевшей 7 беременностей, одна из которых закончилась рождением живого ребенка, 6 - самопроизвольными выкидышами при сроках от 2 до 5 мес. Сыворотка женщины содержала, помимо К19-антител, слабые К1-антитела и реагировала со всеми эритроцитами, имевшими обычный фенотип по антигенам системы Келл, а также с эритроцитами, не содержавшими ряда общих антигенов Kell и напа-Келли. Сыворотка не реагировала с эритроцитами гомозигот К , собственными эритроцитами и эритроцитами трех ее сибсов.

Экспрессия к, Kp б , Js б и других часто встречающихся антигенов системы Келл и напа-Келл на эритроцитах К19- была нормальной в отличие от фенотипа К13-, для которого характерна сниженная экспрессия указанных антигенов.

Антиген К19, как и антиген К18, был сильнее экспрессирован на эритроцитах Кр (Ь +), чем Кр (Ь-), а также сильнее выражен на эритроцитах К13 +, чем К13-. На эритроцитах фенотипа Маклеод экспрессия антигена К19 была наименьшей.

Среди 7294 обследованных доноров Сабо и соавт, [337] не нашли ни одного К19-.

Второй случай К19-антител в том же 1979 г. описали Марш и соавт. [260] у 47-летнего мужчины (негра), которому произвели несколько трансфузий крови в связи с кровотечением. Авторы наблюдали отсроченную трансфузионную реакцию за счет анти-К 19-антител, которая проявилась в том, что все перелитые эритроциты К19 + (4 дозы) через 10 дней после переливания исчезли из кровяного русла реципиента. Убыль эритроцитов К19 + в кровотоке реципиента обусловливалась также самим кровотечением. Попытка авторов найти совместимого донора не привела к успеху: из 3463 обследованных не удалось найти человека К19-.

В итоге из 10 757 человек, в основном представителей белой расы, не оказалось ни одного К19-.

Ли [231] при исследовании молекулярной основы фенотипа К19- нашел, что оба пробанда К19- имели транзицию G 1595 А в экзоне 13, кодирующую Arg 492 Джин.

К22

Антиген К22, часто встречающийся (общий), обнаружен в 1982 г. Бар Шани и соавт. [96]. Лица, не содержащие этого антигена (К22-), найдены только среди евреев персидского происхождения. Первую сыворотку анти-К22 Бар Шани и соавт. получили от женщины израильтянки, когда она сдавала кровь в качестве донора. Женщина никогда не имела трансфузий, ни у одного из ее 4 овей, имевших фенотип К22 +, признаков ГБН при рождении не зарегистрировано. Антитела реагировали со всеми образцами эритроцитов общих и редких Келл-фенотипов, в том числе с одним образцом эритроцитов Маклеод. Со вторым образцом эритроцитов Маклеод сыворотка визуально не реагировала, но, как потом выяснилось, анти-К22-антитела адсорбировались на этих эритроцитах. Антитела не реагировали с эритроцитами гомозигот К , собственными клетками женщины и эритроцитами одной из трех ее сестер. При обследовании более 500 израильских доноров (в основном представителей смешанных рас) лиц К22-, кроме носительницы К22-антител и ее сестры, обнаружено не было.

Второй образец К22-антител обнаружили Мэнни и соавт. в 1985 г. [256]. Как и в первом случае, антитела образовались у женщины, еврейки из Ирана, живущей в Израиле. Анти-К22-антитела были выявлены во время ее 4-й беременности. У ребенка после рождения отмечали небольшую желтуху, прямая проба Кумбса была положительная.

Уместно подчеркнуть, что обследованная была D- К-. После 1-й беременности она получила трансфузию крови, четверо ее детей имели группу крови D +, один из них был К +, тем не менее образовавшиеся антитела имели только анти-К22-специфичность. Многие сыворотки, содержащие аллоиммунные антитела к часто встречающимся антигенам Келли и напа-Келл, также содержат анти-К и другие антитела. Описанный Мэнни и соавт. случай является исключением.

Четвертая и две последующие беременности этой женщины были описаны в более поздней публикации Левин и соавт. [247]. Авторы нашли, что 4-я и 5-я беременность сопровождалась анти-К22-антителами IgGl. У обоих детей при рождении прямая проба Кумбса положительная. Купирование легкой степени ГБН в обоих случаях ограничилось фототерапией. При рождении 6-го ребенка также наблюдали положительную прямую пробу Кумбса с эритроцитами пуповинной крови. Антитела имели изотип IgGl и IgG3. Ребенок был тяжело болен, и для его лечения произведено обменное переливание отмытых эритроцитов матери.

Исследование семьи 2-го пробанда (родителей и 5 детей, включая обследуемую) позволило Мэнни и соавт. придти к заключению, что антиген К22 связан с системой Келли. От родителей, имеющих фенотип К + к + К22 +, ген К22 передавался вместе с К 9 а К22- (молчащий ген) - вместе с к. Иными словами, пробанд и 2 ее сибса были К-к + К22- а другие 2 сибса - К + к + К22 +. Как указывают авторы, родители обследованной были кровными родственниками. Тестирование 217 не связанных родством людей из этнической группы евреев (выходцев из Ирана) не выявило лиц К22-.

Антиген К22 нормально экспрессирован на эритроцитах Кр (а + Ь-) и К13- в отличие от других антигенов (к, Kp б , Js б , Ku, К12, К18 и К19), которые на эритроцитах Кр (а + Ь ~) и особенно К13- выражены слабо.

Антиген К22 находится на гликопротеине с мол. массой 93 кДа. Три не связанных родством лица К22- имели нуклеотидную замену С 1085 Т, кодируюiHjfK> Ala322Val (Lee [231]).

1987 г. Марш и соавт. [270] нашли редко встречающийся антиген, полу-ивший обозначение К23. Сыворотка, выявляющая этот антиген, принадлежала женщине, итальянке по происхождению, имевшей 4 беременности. У ее 3-го ребенка при рождении прямая проба Кумбса резко положительная, однако симптомы ГБН отсутствовали. Сыворотка крови женщины и антитела, элюирован-ные с эритроцитов ребенка, реагировали с эритроцитами двух ее детей, эритроцитами мужа и свекрови. В то же время сыворотка не реагировала со стандартными эритроцитами, содержавшими в различных комбинациях часто и редко встречающиеся антигены Келл, а также не реагировала ни с одним из 2116 образцов эритроцитов обычных доноров.

Эритроциты мужа утрачивали серологическую активность после обработки АЕТ или Zzap. Гликопротеин, выделенный из них посредством иммунопреци-питации антителами обследуемой, имел мол. массу 93 кДа, и, как потом было установлено, реагировал с кроличьими антителами к гликопротеину Келли. Антиген К23 не имеет антитетичного партнера.

Два члена семьи, гетерозиготные по антигену К23 (К23 + / К23-), имели замещение А 1265 G, кодирующее Gin 382 Arg и создающее участок рестрикции #cwI (Lee [231]). 

VLAN (К25)

Первый и единственный образец aHTH-VLAN-антител с изотипом IgGl + IgG2 обнаружили Jongerius и соавт. [215] при проведении пробы на совместимость. Сыворотка крови больного 60 лет (выходца из Голландии), содержащая эти антитела, реагировала в непрямой антиглобулиновой пробе только с 4 образцами эритроцитов: эритроцитами донора (датчанина по происхождению), эритроцитами двух его сестер и племянницы. Других лиц VLAN + авторы не нашли, обследовав 1068 доноров.

Попытка обнаружения антигена, антитетичного антигену VLAN, к успеху не привела: aHTH-VLAN-антитела не реагировали ни с одним из образцов стандартных эритроцитов, лишенных того или другого часто и редко встречающегося антигена.

Обработка эритроцитов АЕТ вызывала инактивацию антигена VLAN.

Для того чтобы установить локализацию антигена VLAN, авторы использовали метод конкурентного связывания антител (MAIEA): сравнивали блокирующий эффект VLAN-антител по отношению к 6 моноклональным антителам, направленным против различных эпитопов гликопротеина Келли. Эксперименты показали, что антиген VLAN располагается на гликопротеине Келл с мол. массой 93 кДа примерно в том же участке, где Расположены антигены Кр а , Кр ь и Кр с . Высказано предположение что ген, кодирующий продукцию VLAN, является 4-м аллелем субпокуса Кр а Кр ь Кр с .

Полученные Jongerius и соавт. данные позволили причислить VLAN к редким антигенам системы Kell. Ему был присвоен номер К25.

Ли и соавт. [235] нашли, что антиген VLAN обусловлен мутацией G 863 А, приводящей к аминокислотной замене Arg 248 Джин.

ТУ (K26)

Антиген ТУ, имеющий частоту встречаемости более 99,99%, обнаружен и изучен Джонс и соавт. [213].

Первый образец ТУ-антител найден в сыворотке крови мужчины 47 лет (коренного американца), обследованного в связи с операцией на бедре. Пациент до обследования трансфузий крови не получал.

Сыворотка анти-ТУ реагировала с эритроцитами всех общих фенотипов системы Келл, слабо реагировала с эритроцитами фенотипа Маклеод, Келл Kp (+ b-) и К13-, имеющими подавленную экспрессию антигенов Kell, но не реагировала с эритроцитами гомозигот К и нормальными эритроцитами , обработанными дитиотрейтолом, разрушающим антигены Келл.

С помощью метода MAIEA (метод конкурентного связывания антител) авторы установили, что антиген ТУ локализован на гликопротеине Келли.

Второй образец ТУ-антител (обозначенный сначала анти-УПА) были найден в сыворотке крови женщины (испанки по происхождению), госпитализированной на предмет удаления придатков. Сыворотка УПА не реагировала с эритроцитами ТУ, а сыворотка ТУ не реагировала с эритроцитами УПА.

Пациентка, как и в случае упомянутом выше, не получала трансфузий, но имела 2 беременности. Ее сыворотка реагировала с эритроцитами сына и 3 сибсов.

Несмотря на то что наследование антигена ТУ (УПА) не было прослежено в семьях в виде сцепленного комплекса с антигенами Келл, принадлежность его к этой системе была очевидна, и ему был присвоен номер К26.

Эксперименты с моноцитарным монослоем позволили Джонс и соавт. [213] заключить, что анти-ТОи-антитела не имеют клинического значения.

У 3 ТУ-отрицательных лиц из 2 семей наблюдали одинаковую транзицию G 1337 Авэкзоне 11, кодирующую Arg 406 Gin

RAZ (К27)

В 1994 г. Дэниелс и соавт. [148] обнаружили еще 1 общий антиген эритроцитов -RAZ, который получил номер К27. AHTH-RAZ-антитела присутствовали в сыворотке женщины кенийско-индийского происхождения, родители которой были двоюродным братом и сестрой. Тридцатью годами ранее женщина перенесла операцию на сердце, и в связи с этим ей могли перелить кровь. Срок выживания эритроцитов RAZ +, меченных Сг 51 , в кровяном русле пациентки был существенно сокращен: через 3 часа после инъекции меченых клеток половина их разрушилась, а через сутки после инъекции они в кровотоке отсутствовали. Для оказания трансфузионной помощи у больной было взято и при операции перелито 5 доз аутокрови.

Других Раз-отрицательных лиц, кроме указанной женщины - ^ носительницы RAZ-антител, не обнаружено. Таким образом, все люди являются RAZ-положительными.

Несмотря на то что антиген RAZ присутствовал на эритроцитах всех исследованных, ряд признаков позволил авторам причислить его к системе Келла.

  1. Антиген RAZ отсутствовал на эритроцитах К, а также на эритроцитах, обработанных АЕТ, т. е. нормальных эритроцитах, Которые с помощью АЕТ искусственно превращены в К о .
  2. На эритроцитах лиц с фенотипами Маклеод и Келл мод , для которых характерна низкая экспрессия антигенов Kell, антиген RAZ выражен так же слабо.
  3. Обработка эритроцитов моноклональными антителами против эпитопов Келл блокировала связывание RAZ-антител, равно как обработка эритроцитов RAZ-антителами блокировала связывание моноклональных эпитопспецифиче-ских Келл-антител. Указанное обстоятельство свидетельствовало о том, что антиген RAZ располагается на том же гликопротеине, что и Келли-антигены.

Ли и соавт. [235] показали, что описанная Дэниелс и соавт. Раз-отрицательная женщина была гомозиготна по замещению G 865 А, которое кодировало замену Glu 249 Lys.

 

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры