Снижение b-блокаторами частоты сердечных сокращений удлиняет время диастолического наполнения и поэтому улучшает коронарную перфузию.
- Часто утверждается, что (3-блокаторы могут снижать коронарный кровоток, но этот эффект является вторичным по отношению к снижению работы миокарда; на практике это не представляет опасности. Снижения кровотока не происходит при наличии ишемии, и поэтому это не играет роли при окклюзионной коронарной патологии. Если организму нужно меньше кислорода, ему нужен меньший кровоток; этот факт часто ложно интерпретируется. ДП в покое и при максимальных физических нагрузках снижается при приеме (3-блокаторов, но не при приеме антагонистов кальция или пер- оральных нитратов.
- Доказано, что и b-блокаторы; и антагонисты кальция являются более эффективными, чем нитраты, при использовании в качестве монотерапии стенокардии.
- У животных при использовании (3-блокаторов улучшается кровоток в субэндокардиальных участках ишемизированного миокарда дистальнее органической обструкции, а при применении антагонистов кальция он может ухудшаться /40/. b-блокаторы отклоняют кровоток от эпикарда в сторону ишемизированного субэндокарда с помощью активации ауторегуляторных механизмов. Антагонисты кальция могут иметь обратный эффект и вызывать ухудшение состояния больных с критической степенью стеноза коронарных артерий /41/. К сожалению, антагонисты кальция при использовании без b-блокаторов у больных с нестабильной стенокардией могут усиливать загру- динные боли и повышать частоту инфарктов. У больных с нестабильной стенокардией они, кроме того, увеличивают уровень смертности. Пероральные нитраты оказывают действие, схожее с антагонистами кальция.
- b-блокаторы способны предотвратить ФЖ у животных и человека /42-44/, тогда как антагонисты кальция не изменяют значительно порог ФЖ.
- В двухлетнем клиническом исследовании было показано, что (3-блокаторы предотвращают риск кардиальной смерти у больных после ИМ /16,31, 39/. По-видимому, такой же благоприятный эффект имеет место у больных стенокардией или гипертонией, получающих правильно подобранный b-блокатор в кардиопротективной дозе (метопролол, тимолол или для некуриль- щиков — пропранолол). В противоположность этому антагонисты кальция имеют только симптоматическое действие. Исходя из этого существуют все предпосылки для использования (3-блокаторов в качестве препаратов первой линии при лечении стенокардии, и этому правилу стоит следовать до тех пор, пока для какого-либо другого способа терапии окончательно не будет доказана способность предотвращать смерть от кардиологических причин. Существующие доказательства четко указывают на то, что антагонисты кальция до применения бретилия назначают внутривенное введение (3-бло- каторов.
В одном из проспективных исследований была продемонстрирована важность использования b-блокаторов для лечения больных постоянной формой ЖТ.
Молодые пациенты, b-блокаторы являются средством выбора при лечении больных молодого и старшего возраста при наличии и отсутствии сопутствующих заболеваний, в особенности ИБС, ИМ, диабета и гиперлипидемии. Хорошо известно, что (3-блокаторы эффективны при назначении людям европеоидной расы моложе 65 лет. В исследовании Маттерсона и коллег /48/ с участием афроамериканцев моложе 60 лет атенолол неожиданно оказался вторым по эффективности препаратом после дилтиазема и более эффективным, чем гидрохлортиазид (см. алгоритмы лечения в главе 9 «Споры о гипертензии»). Пожилые больные. Вопреки всеобщему мнению (3-блокаторы обладают доказанной эффективностью при лечении пожилых больных /48/. Утверждение, что b-блокаторы не рекомендуются пожилым больным с гипертензией, приводящееся в учебниках, статьях, обзорах /1/ и руководствах JNC и ВОЗ, является ложным, поскольку основано на результатах исследования MRC (Medical Research Council) в группе пожилых людей /49/ (см. главы 8 и 9). К сожалению, из 4396 пожилых больных 25% практически не участвовали в исследовании, а 63% либо преждевременно вышли из него, либо систематически не наблюдались. Более половины больных не получали назначенной им терапии к концу исследования. В обзоре Cruickshank приводится эта уместная статистика, а потом все же утверждается: «конечно, b-блокаторы не должны являться терапией первой линии у пожилых больных с гипертензией». Вводящее в заблуждение исследование MRC устанавливает следующее положение: пожилые больные с гипертензией лучше отвечают на терапию диуретиками, чем b-блокаторами в отношении возможности возникновения сердечных приступов. Если бы это плохо контролированное исследование MRC внушало доверие, то диуретики должны были использоваться вместо b-блокаторов с целью предотвращения сердечных приступов у всех.
Некардиологические показания для назначения бета-блокаторов
- Тревожные состояния (например, перед операцией)
- Эссенциальный тремор
- Алкогольный делирий
- Синдром Барттера (юкстагломерулярная гиперплазия) | Инсулинома
- Глаукома
- Профилактика мигрени
- Нарколепсия
- Тиреотоксикоз (аритмии)
- Портальная гипертензия
- Судороги
и микроциркуляторных нарушений (рис. 1.4). К тому же в течение 9-летнего периода наблюдения изменения степени альбуминурии и уровня креатинина в сыворотке крови были одинаковыми как в группе получавших каптоприл, так и в группе получавших b-блокаторы. Также в исследовании СН SOLVD /65/ (3-блокаторы, в отличие от эналаприла, неожиданно показали ренопро- тективное действие как в группе ингибиторов АПФ, так и в группе плацебо (см. главу 2 «Споры о бета-блокаторах»).