Механизм разрушения эритроцитов под действием антител анти-К и групповых агглютининов АВО неодинаков. Анти-К-антитела не связывают комплемент и не оказывают сильное гемолитическое действие. Они лишь сенсибилизируют эритроциты, которые затем фагоцитируются в селезенке. Групповые изо-гемагглютинины обладают выраженной комплементсвязывающей и гемолизи-рующей активностью, непосредственно лизируют эритроциты в кровяном русле, что приводит к острой почечной недостаточности. Сенсибилизированные агглютининами, но неразрушенные эритроциты секвестрируются в печени.
Посттрансфузионные осложнения, вызванные анти-К-антителами, протекают менее тяжело, чем осложнения, обусловленные несовместимостью по АВО и D. Они относительно легко купируются медикаментозными средствами, если вовремя диагностированы, однако описаны и смертельные исходы [21].
Все антитела системы Kell рассматривают как клинически значимые [141, 204, 284, 318]. Анти-К-антитела могут быть ответствены за отдельные транс-фузионные реакции [284, 301], в том числе вызванные несовместимостью между двумя дозами крови, перелитыми пациенту [328,407]. Антитела к антигенам Kell в отдельных случаях вызывают ГБН [116, 133,182, 245, 279, 317].
Caine, Mueller-Heubach [116] обнаружили анти-К-антитела у 127 из 127 076 обследованных беременных женщин, что составило 0,1 %. Из них у 13 родились дети К+, 5 из которых имели ГБН различной степени тяжести. Таким образом, частота ГБН, обусловленная анти-К-антителами, составляет 0,004 %, т. е. 1 случай ГБН на 25 тыс. родов.
Большинство анти-К-антител индуцированы переливаниями крови, в связи с чем общей практикой стало переливать девочкам и женщинам в детородном возрасте только эритроциты К-.
Некоторые исследователи не согласны с тем, что женщинам К- до детородного и в период детородного возраста можно переливать только эритроциты К- и мотивируют это тем, что фактор К, хотя и иммуногенен, но К-антитела не имеют столь большого клинического значения, которое им приписывают.
Caine и Mueller-Heubach [116] считают, что трансфузии эритроцитов вызывают менее выраженную сенсибилизацию реципиентов и реже инициируют продукцию трансфузионно опасных анти-К-антител, чем К-антигенная стимуляция во время беременности и родов. Высказываются и противоположные суждения (Grant и соавт. [182]), а именно в пользу преимущественной сенсибилизации вследствие ге-мотрансфузий. Однако все авторы признают, что сочетанное воздействие (роды + трансфузии эритроцитов) вызывают наибольший иммунизирующий эффект.
Rigal и соавт. [цит. по 204] наблюдали женщину, двое детей которой умерли от водянки, вызванной анти-к-антителами.
Bowman и соавт. [107] привели случай внутриутробной ГБН, обусловленной анти-к-антителами. Развившееся заболевание удалось купировать трехкратным заменным переливанием крови в сосуды пуповины плода.
Патогенез ГБН, вызванной анти-К-антителами, отличается от вызванного антителами анти-D. Течение ГБН, обусловленной анти-К-антителами сложнее прогнозировать, чем ГБН, причиной которой послужили aHTH-D-антитела. По мнению Mollison, Engelfriet, Contreras [284], корреляция между титром анти-К-антител и тяжестью заболевания невелика. При низком титре антител степень тяжести ГБН может быть такой же, как при относительно высоком титре.
Напротив, МсКеппа и соавт. [279] и Strohm и соавт. [Immunohematology, 1991, v. 7 р. 40] нашли, что ГБН, вызванная анти-К-антителами с титром менее 1 : 32, бывает редко.
Issitt и Anstee [204] привели сводку, в соответствии с которой из 45 детей К+, родившихся от матерей с анти-К-антителами, у 35 были настолько незначительные проявления ГБН, что лечения не потребовалось. У других 10 новорожденных симптомы ГБН отсутствовали.
Caine, Mueller-Heubach [116] и другие исследователи [379, 392] привели данные, свидетельствующие о более мягком течении ГБН у женщин, сенсибилизированных антигеном К, по сравнению с клиническими проявлениями этого заболевания при сенсибилизации женщин антигеном D. Концентрация билирубина в амниотической жидкости и постнатальная гипербилирубинемия были существенно меньше. Ретикулоцитоз и эритробластоз менее выражены [379, 392]. Из этого авторы делают вывод, что анти-К-антитела вызывают не столь сильный гемолиз, как анти-D, и анемия плода является преимущественно результатом подавления эритропоэза.
Действительно, механизм анемии при ГБН, вызванной анти-К-антителами и вызванной анти-О-антителами, неодинаков. Анти-О-антитела имеют направленность преимущественно к липопротеинам и вызывают сильный гемолиз эритроцитов, в то время как анти-К-антитела направлены к гликопротеинам, проявляют меньшую гемолитическую активность, но в большей мере влияют на гемопоэз. Подтверждением этому положению служат данные, полученные Southcott и соавт. [351], Bony и соавт. [105], Daniels, Green [145]. Эти исследователи показали, что К-гликопротеин появляется на эритроидных предшественниках в процессе эритропоэза очень рано, а Rh-протеин -позднее.
Vaudhan аи соавт. [378] в экспериментах in vitro обнаружили, что рост К+ эритроидных бласттрансформирующих единиц (BFU-E) и колониеобразующих единиц (CFU-E) специфически ингибируется поли- и моноклональными анти-К-антителами. Поскольку Kell гликопротеин является эндопептидазой, авторы предположили, что она включается в регуляцию дифференцировки эритроидных предшественников. Связывание анти-К-антител с Kell-гликопротеином влияет на энзимный баланс клетки и угнетает эритропоэз. Не исключено, что анти-К-антитела подавляют эритропоэз на уровне ранних эритроидных
Предшественников. При фенотипе Ко Kell-гликопротеин отсутствует на поверхности эритроидных клеток, и эритропоэз протекает нормально.
Daniels и соавт. [145, 146], используя активные анти-К-антитела, обнаружили выраженную экспрессию антигена К на ранних эритроидных предшественниках. С антителами анти-D эритроидные клетки реагировали на более поздних стадиях созревания, а именно на стадии гемоглобинизированных эритробластов.
Kell-антитела ингибируют in vitro не только клетки эритроидного ряда, но и, как показали Wagner и соавт. [383,384], дифференцировку грануло-, моно- и мегакариоцитарных предшественников.