Напишите нам

Поиск по сайту

Взгляд на проблему американскими коллегами.

Что при уходе за умирающими пациентами и общении с их родственниками нужно помнить в первую очередь?

Выберите спокойную минутку и обдумайте, какое отношение хотелось бы встре­тить Вам и Вашим родственникам в случае смерти близкого человека. Можно прямо спросить у родственников погибшего об их пожеланиях; старайтесь как можно боль­ше помочь им. Родственники запоминают первые два часа после сообщения о смерти очень точно; в памяти у них это время будет прокручиваться, как видеозапись. Часто впоследствии они могут в мельчайших подробностях описать момент, когда им сооб­щили о смерти или когда они стали ее свидетелями, поэтому в этот период времени поддержать родственников очень важно.

Должны ли сотрудники ОНП рассылать уведомления или связываться с родственниками погибшего впоследствии?

Во многих клиниках в течение года после смерти пациента действуют специаль­ные программы для сотрудников и родственников, например Death Notification and Survivor Care Program - «Уведомление о смерти и забота о родственниках умерше­го» (Калифорнийский университет, Сан-Франциско). Неотъемлемой частью таких программ является направление открытки или письма с выражением соболезнова­ний родственникам погибшего. Другие программы предусматривают через опреде­ленный период после смерти пациента телефонный звонок родственникам для оцен­ки их состояния и предложения помощи.

Формирование контакта с родственниками после смерти пациента позволяет мед­работнику по-новому осмыслить свою практическую деятельность. Смерть пациента более не рассматривается как момент окончания заботы о нем. Напротив, связь с его родственниками должна продолжаться, поскольку она может помочь медработнику бороться с не стихающим горем. Люди, обеспечивающие связь с родственниками, должны пройти специальное обучение у специалистов в области работы с семьями, перенесшими потерю близкого. Направлением открыток с выражением соболезнова­ний и беседами с родственниками должны заниматься только сотрудники, искренне желающие работать с семьями, перенесшими потерю близкого. Специальное обу­чение этой работе осуществляют такие организации, как Ассоциация по обучению и консультированию в случаях смерти (Association for Death Education and Counsel­ing — A DEC), Национальная ассоциация социальных работников (the National As­sociation of Social Workers — N ASW), региональные министерства.

Должны ли сотрудники ОНП присутствовать на похоронах пациента, умершего в отделении?

Часто сотрудники отделения в случаях, когда они были знакомы с пациентом в течение долгого времени или когда они участвовали в его длительной реанима­ции, принимают решение присутствовать на похоронах. Такое решение каждый сотрудник принимает сам. Необходимо предоставить сотрудникам возможность побывать на похоронах, если они этого желают. Некоторым сотрудникам посеще­ние похорон может помочь справиться с переживанием смерти пациента. Другие сотрудники не хотят присутствовать на похоронах пациента, и этот выбор также следует уважать.

Принимая решение о предоставлении свободного времени сотруднику для посе­щения похорон, менеджер должен учитывать, пойдет ли это на пользу данному чело­веку. В итоге нужно решить, насколько выделение свободного времени повлияет на психическое здоровье и работоспособность каждого из сотрудников отделения.

Следует ли медсестре» ощущающей после работы с родственниками пациента, умершего в ОНП, эмоциональную опустошенность, считать такое состояние естественным?

Да. Забота об умирающем человеке и его родственниках требует огромного коли­чества эмоциональной энергии. Многие медицинские работники испытывают чувс­тво горя при смерти пациента, и по мере увеличения количества таких случаев это чувство усиливается. Каждый человек переживает стресс по-своему. Единственно правильного отношения к смерти пациентов не существует. Необходимо отыскать способ здорового переживания стресса. Можно использовать различные упражне­ния, медитацию, чтение, беседы с коллегами. Нездоровая реакция на стресс может проявляться злоупотреблением алкоголем, употреблением наркотиков, переедани­ем, нарушениями сна.

В 1993 году Ларсон описал последствия постоянного контакта с людьми, пережи­вающими горе, утраты, опасные для жизни заболевания. Медсестры должны осознать, каким образом реакция на стресс проявляется именно у них, и определить, каким образом можно ее уменьшить. Возможные реакции медицинских работников на кри­тические ситуации, такие как смерть пациента, изучает также Фонд анализа стрессов в критических ситуациях (ФАСКС; Critical Incident Stress Debriefing — CISD).

В каждом учреждении, оказывающем неотложную помощь, должен быть обес­печен доступ к группам сотрудников, обученных ФАСКС. Многие годы услугами этой службы пользовались только люди, оказывающие помощь на догоспиталь­ном этапе, например парамедики и пожарные. Теперь известно, что сотрудникам ОНП анализ стрессовых реакций также может пойти на пользу. Для сотрудников службы важно провести подробный анализ особенностей критической ситуации; необходимо узнать все, что произошло. Предоставление сотрудникам времени для обсуждения своих ощущений и чувств помогает осмыслить произошедшее. Полагают, что такое понимание в дальнейшем поможет медицинскому работнику, регулярно сталкивающемуся с критическими ситуациями, сохранить психическое здоровье.

Разбор стрессовой реакции начинается с конфиденциального обсуждения крити­ческой ситуации с ее участниками. Каждому из них дают возможность описать свои переживания и чувства, возникшие после ее завершения. По мере сбора информа­ции от участников последовательность событий проясняется. Разбор можно провес­ти также в виде группового собрания или индивидуальных встреч со специалистом группы ФАСКС.

Некоторые авторы считают, что в первую очередь людям следует прибегать к обычным системам оказания психологической помощи. Для некоторых людей этой первоначальной поддержки достаточно; другим по прошествии времени может пона­добиться дополнительная помощь.

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры