Важно различать когнитивно-поведенческую терапию и раздельные когнитивные или поведенческие терапевтические подходы. Перспективы применения этого метода основываются на нескольких понятиях. В качестве используемых методик могут применяться техники, описанные выше, а также более специфические методики, представленные ниже.
- Когнитивно-поведенческая терапия основывается на предположении об убежденности пациентов в том, что они не способны функционировать из-за боли и что они со-
- вершенно беспомощны в отношении изменения этой ситуации. Таким образом, цель лечения — помочь пациентам, страдающим от боли, реализовать свои возможности и понять, что фактически они могут руководить своей проблемой, а также обучить их навыкам более эффективного реагирования, которые смогут использоваться ими и после окончания курса лечения.
- Метод когнитивно-поведенческой терапии комбинирует когнитивные и поведенческие техники, включая формирование уверенности в себе, управление стрессом, тренировку релаксации, постановку цели, планирование
- Постулаты когнитивно-поведенческой терапии
- Пациенты активно перерабатывают информацию, а не пассивно реагируют на нее
- Мысли (например, одобрения, ожидания, мнения) могут оказывать влияние на настроение и физиологические процессы, иметь социальные последствия и могут также служить стимулом, изменяющим поведение; и, наоборот, настроение, физиология, факторы внешней среды и поведение могут оказывать влияние на характер и содержание мыслительного процесса
- Поведение находится во взаимосвязи и определяется как личностными факторами, так и факторами внешней среды
- Пациентов можно обучить более эффективным (адаптивным) методам организации своих мыслей, чувств и поведения
- Пациенты должны принимать активное участие в изменении своих мыслей, чувств, поведения и физиологии и постепенное наращивание физической активности. Психолог помогает пациентам справиться с их беспокойством по поводу будущего, возвращения к работе, и физических ограничений. Кроме того, психолог помогает пациенту выстраивать навыки коммуникации, приобрести чувство контроля над своей болью и справиться со страхом перед болью и повторной травмой, или с разочарованием, вызванным реакцией окружающих людей (члены семьи, врач, сотрудники страховых компаний, работодатели) на жалобы пациента и его действия, обусловленные болью. Пациентов обучают формированию позитивных копинг-стратегий и настраивают их на постепенное повышение физической нагрузки. Ожидается, что пациенты приобретут власть над болью, что в дальнейшем приведет к улучшению настроения.
Предлагается выделять четыре компонента когнититивно-поведенческой терапии: обучение, приобретение навыков, закрепление навыков и их последующая поддержка. Процесс обучения включает помощь пациенту в борьбе с его негативными представлениями отношении возможности контролировать боль. Этот процесс носит название когнитивная реструктуризация. Он позволяет пациенту понять, какую роль играют мысли и эмоции в инициации и поддержании стресса и физических симптомов.
Выделяют следующие этапы когнитивной реструктуризации:
- Выявление негативных мыслей, возникающих в проблемных ситуациях (например, во время обострения боли, в стрессовых ситуациях).
- Принятие и применение на практике копинг-стратегии, способствующей лучшей адаптации к ситуации. Замена неэффективных стратегий адаптивными стратегиями преодоления. Принятие и применение на практике позитивных мыслей и мыслей, помогающих пациенту.
Наконец, практика в домашних условиях и катамнестическое наблюдение. Проходя эти этапы, врач рекомендует пациенту проверять адаптивность (но не так называемую рациональность) отдельных мыслей, мнений, ожиданий, и прогнозов. Основным элементом успешного лечения является смена в репертуаре пациента или освобождение при необходимости установившихся, привычных, автоматических, но не эффективных реакций при решении проблем, планировании, контроле аффекта, привычного поведения.
Цель приобретения навыков и консолидации навыков — помочь пациенту обучиться новым формам поведения и мышления, способствующим управлению своей болью, включая навыки релаксации, тренировки при решении проблем, навыки отвлечения, планирования постепенной физической активности и навыки коммуникации. При помощи ролевых методов и выполнения домашних заданий пациенты могут отрабатывать приобретенные навыки и оценивать их эффективность в лечении боли.
Наконец, на этапе сохранения происходит закрепление приобретенных навыков и предотвращение рецидива (возврата к прежним, неэффективным формам мышления и поведения). Проблемы, возникающие в процессе лечения, используются для того, чтобы научить пациента, как самостоятельно справляться с ошибками и проблемными ситуациями, с которыми он может встретиться в процессе лечения и после лечения. В этой фазе важно помочь пациенту предвидеть будущие проблемы и отработать поведенческие реакции, которые могут оказаться целесообразными для успешного решения проблем. Цель лечения в этой фазе — способствовать расширению репертуара, включающего эффективные варианты решения проблем. Пациенты должны верить в то, что они имеют в своем багаже навыки и знания, которые помогут им правильно справиться с проблемами по мере их возникновения. Таким образом, лечение направлено на то, чтобы помочь пациентам предвидеть будущие трудности, разработать план адаптивного реагирования на проблему и правильно приспосабливаться к ситуации.
Эффективность когнитивно-поведенческой терапии была продемонстрирована в большом количестве исследований, включающих пациентов с различными хроническими болевыми синдромами. Имеются многочисленные доказательства в пользу того, что как групповая, так и индивидуальная когнитивно-поведенческая терапия может способствовать функциональному восстановлению и улучшению настроения, а также уменьшению выраженности боли и поведенческих особенностей пациента, связанных с потерей трудоспособности. Несмотря на то что когнитивно-поведенческая терапия, безусловно, представляет собой наиболее распространенный метод лечения пациентов с хронической болью, этот метод также имеет ограничения. Например, хотя когнитивно-поведенческая терапия оказалось эффективной у многих пациентов, в некоторых случаях она не привела к положительному результату. Ученые только начинают изучать различные аспекты когнитивно-поведенческой терапии, чтобы ответить на вопрос: «У каких пациентов и какие методики позволяют получить оптимальный результат?»