Страдание больного обычно приводит к появлению болевого поведения. Изменение выражения лица (гримасы боли), стоны, хромота, стремление лежать, постоянный поиск медицинской помощи и отказ от работы — распространенные виды болевого поведения, появляющиеся у пациентов, страдающих от боли. Все виды болевого поведения у пациентов реальны. Основная задача врача состоит не в определении достоверности (истинности) жалоб больного, а в том, чтобы определить, какой из четырех компонентов боли является определяющим в появлении этих жалоб, и что можно сделать для того, чтобы уменьшить выраженность симптомов.
Болевое поведение всегда находится под влиянием свершившихся или ожидаемых событий. Наиболее ярко такое влияние прослеживается у больных с хроническими болевыми синдромами. В 1993 году Waddell и соавт. показали, что у пациентов с хроническими болями в нижней части спины важнейшим фактором в продолжительности потери трудоспособности и затрат на лечение является страх.
Только болевое поведение, т.е. слова и действия пациента или ситуации, которых он избегает, могут быть объективно оценены. Их оценка действительно объективна, если иметь в виду регистрируемые внешние проявления (слова и действия больного). Мы можем дать количественную оценку приступов, описать их длительность, интенсивность, частоту, периодичность, характер. Болевое поведение может оцениваться также с позиции вызываемой им степени утраты трудоспособности, затрат на медицинское обслуживание или его негативного влияния на качество жизни.
В разные исторические периоды общество по-разному относилось к пациентам, страдающим от боли. В некоторой степени эти различия были обусловлены имеющимися в социуме возможностями, однако не ограничивались ими. Общество должно быть способно к пониманию страдания и умению видеть его для того, чтобы создать эффективные меры борьбы с ним.