Каким образом следует при осмотре учитывать возрастной этап развития ребенка?
Перед осмотром представьтесь ребенку и его семье. Называйте ребенка по имени — таким образом Вы покажете уважение к нему как к личности. Обращение к ребенку по имени также помогает при оценке неврологических функций (психического статуса). Позвольте семье оставаться с ребенком как можно дольше, т.к. отсутствие рядом родных лиц и голосов пугает ребенка, и без того испытывающего боль и дискомфорт.
Старшие дети или подростки иногда не хотят, чтобы родители присутствовали при осмотре; предложите им эту возможность. Новорожденных, младенцев и детей младшего возраста можно осмотреть на коленях у родителей, а старших детей или подростков можно посадить на стул или смотровой стол. Чтобы уменьшить тревожность ребенка, привлеките его внимание, например, к игрушке. Всегда говорите ребенку, что вы делаете, чтобы процедуры не были для него неожиданными, и чтобы он вам доверял. Предоставьте ребенку при обследовании возможность выбора, например: «Я должен сосчитать частоту сердечных сокращений и измерить давление.
Что ты хочешь, чтобы мы сделали сначала? Такое предложение позволяет ребенку чувствовать, что в незнакомой обстановке он имеет возможность принимать решения.
При общении с ребенком не используйте слова, которые могут напугать его. Маленькие дети, особенно дошкольники, понимают некоторые слова и выражения буквально. Никогда не говорите: «иголка уколет, как пчелка укусит т.к. многие дети не считают, что укус пчелки — это пустяк.
В положении лежа дети обычно чувствуют себя дискомфортно, поэтому проводите осмотр ребенка, если возможно, в положении сидя или стоя. Позволив маленькому ребенку во время намерения ректальной температуры стоять на смотровом столе и держать за руку родителя, Вы достигнете достаточной степени взаимодействия с ребенком и одновременно обеспечите родителям возможность держать и успокаивать ребенка.
Подросткам следует предоставить возможность выбрать человека, который будет сопровождать их во время осмотра. Они могут выбрать для этого родителя или друга. Не спрашивайте о беременности, половой жизни, наркотиках и психическом здоровье в присутствии родителей или сопровождающего; такие вопросы лучше всего задавать один на один. Подросток должен сам решить, можно ли ознакомить родителей с подобной информацией. Изучите законы, касающиеся прав несовершеннолетних и получения у них информированного согласия.