9. Как осуществляется передача сигнала через химические синапсы?
- В наиболее изученном возбуждающем химическом синапсе—нервно-мышечном синапсе—последовательно происходит следующее.
- Деполяризация пресинаптического окончания мотонейрона пришедшим потенциалом действия.
- Активация потенциал-зависимых кальциевых каналов.
- Вхождение кальция приводит к локальному увеличению концентрации кальция в нервном окончании.
- Синхронизированное дозированное («квантовое») высвобождение нейромедиатора из пресинаптического окончания (согласно везикулярной гипотезе, нейромедиатор, упакованный в синалтические везикулы, высвобождается в синаптическую щель посредством экзоцитоза).
- Диффузия нейромедиатора через синаптическую щель.
- Связывание нейромедиатора со специфическими рецепторами постсинаптической мембраны.
- Опосредованнее рецептором открытие ионных каналов, которое приводит к формированию возбуждающего постсинаптического потенциала (потенциала концевой пластинки в нервно-мышечном синапсе).
- Инициация потенциала действия в пестсинаптическом нейроне, если постсинаптический потенциал достигает порога активации.
10. Могут ли синапсы подвергаться модификации
Синапсы не являются статичными структурами. Они подвержены постоянным изменениям При атом может отмечаться изменение числа синапсов (увеличение, например, в результате спрутинга или уменьшение синаптических контактов).
11. Кратко опишите клеточные процессы, которые, предположительно лежат в основе обучения и памяти.
В большинстве моделей предполагается, что в основе обучения и памяти лежат изменения функции синапсов:
Долговременная потенциация стойкое увеличение амплитуды синаптического ответа после стимуляции. Долговременная потенциация может быть индуцирована слабой, но непрерывной стимуляцией различных входных путей одного постсинаптического нейрона Однако механизм, посредством которого долговременная потенциация способствует воспоминанию, является предметом дискуссий. Дал повременные изменения функции синапсов могут лежать в основе не только нормальных явлений, таких как обучение и память, но и хронических болевых состояний, а также процессов восстановлении после повреждения мозга.