АНАМНЕЗ
ПАРАМЕТРЫ
Основные параметры: см. внутреннюю сторону обложки.
Усиливающие факторы: предшествовали ли гиперакгивности рождение, смерть или развод членов семьи; усиливается ли гиперакгивность, когда ребенок общается с другими детьми или попадает в новое окружение; говорят ли в семье дома на иностранном языке.
Ранее проводимые лечение или обследование: проводили ли ребенку ранее психологическое тестирование или пробную лекарственную терапию.
СОПУТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ
Нарушения зрения, слуха, речи; «неуклюжесть»; неустойчивость настроения; проблемы при обучении; судороги; другие поведенческие или социальные проблемы (воровство, драчливость).
АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Задержка психического развития; судороги; тяжелая родовая травма или желтуха новорожденных.
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ
Барбитураты; транквилизаторы; стимуляторы (амфетамины или Ри- талин), симпатомиметики.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Основные физиологические показатели: масса тела; рост; окружность головы. Общие положения: понаблюдайте за активностью ребенка в смотровой: будут ли его движения неуклюжими, Сопровождаются ли тремором или неконтролируемыми движениями конечностей, изменчиво ли настроение ребенка, может ли ребенок спокойно оставаться на месте и внимателен ли к деятельности или разговору.
Уши: проверьте слух.
Глаза: проверьте остроту зрения.
Шея: проверьте увеличение щитовидной железы.
Неврологическое обследование: проверьте соответствие этапа развития возрасту ребенка.
Исследуйте черепные нервы.
Оцените глубокие сухожильные рефлексы и подошвенный рефлекс.
Попросите ребенка совершать быстрые ритмические движения, например, хлопая в ладоши, прыгая на одной ноге.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Гиперактивность — частый симптом, который не следует путать с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Жалобы родителей и учителей на гиперакгивность ребенка крайне субъективны. Это симптом, а не диагноз.
Гиперактивность проявляется у большинства здоровых детей (особенно в возрасте 2—4 лет) и у детей более старшего возраста с интеллектом выше среднего и склонностью к любопытству. Гиперакгивность часто вызвана проблемами в школе, дома, с друзьями или братьями и сестрами; неспособностью приспосабливаться к различиям стандартов поведения и деятельности дома и в школе; нарушениями слуха; реакцией на лекарства; плохим зрением. Гиперактивно могут вести себя дети-иностранцы, не говорящие на языке страны, в школах, которые не являются двуязычными. Другие причины гиперактивности включают судорожные нарушения, задержку психического развития, гипертиреоз, психические расстройства.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью включает легкую отвлекаемость и / или гиперакгивность с неустойчивостью настроения, плохой контроль импульсных желаний, неумение задерживать внимание или персеверации, трудности в обучении у ребенка с нормальным или почти нормальным интеллектом. Этот синдром может сопровождаться поведенческими нарушениями и признаками легкой неврологической дисфункции, например небольшими нарушениями тонкой координации движений. Для диагностики эти нарушения должны сохраняться по крайней мере 6 месяцев; обычно они появляются у детей школьного возраста (но должны быть явно выражены до возраста 7 лет). У некоторых людей симптомы СДВГ сохраняются в зрелом возрасте.