Клиническая картина и патогенез
Укачивание развивается во время поездок в автотранспорте и проходит самостоятельно самое большее в течение суток с момента устранения провоцирующего фактора (рис. 6.1). Развернутой картине укачивания предшествуют дурнота, недомогание, утомляемость, зевота и бледность, а также легкое головокружение с иллюзией движения окружающих предметов и собственного тела. Вслед за нарастающей бледностью появляются холодный пот, повышенное слюноотделение, гиперосмия, боли в затылке и чувство распирания в эпигастрии. Завершают картину центральные нарушения: тошнота, позывы к рвоте, рвота, нарушение координации движений, пассивность и неспособность к сосредоточению, апатия и страх смерти (Money, 1970).
Причина укачивания заключается не в чрезмерной стимуляции вестибулярного аппарата под действием ускорения, а в непривычном для человека состоянии, когда зрительная, вестибулярная и соматосенсорная афферентации не совпадают между собой. Именно теория несоответствия получила наибольшее признание среди всех объяснений причин укачивания (Reason, 1978; Dichgans and Brandt, 1978). Согласно этой теории, сигналы, поступающие от разных сенсорных систем, или ожидаемые и фактические сенсорные сигналы противоречат друг другу.
Выделяют различные формы укачивания: автомобильную болезнь (рассогласование зрительной и вестибулярной афферентации), морскую болезнь (непривычное сочетание линейных и угловых ускорений, медленно сменяющих друг друга с частотой менее 1 Гц), оптокинетическое укачивание (имитация движения в автомобиле) и космическую болезнь (несоответствие информации, поступающей от отолитового аппарата, полукружных каналов и зрительной системы при активном движении головой в условиях невесомости).
Течение и принципы лечения
Несмотря на значительные индивидуальные различия в предрасположенности к укачиванию, его может испытать каждый под действием сложных ускорений, например ускорения Кориолиса, создаваемого взаимно перекрестными угловыми ускорениями. Частота укачивания в зависимости от вида транспорта колеблется от 1 до 90%. У пассажиров транс-атлантического рейса при умеренной качке морская болезнь в первый день плавания отмечается примерно в 25—30% случаев, в то время как при передвижении на небольших спасательных плотах или вплавь по течению в надувных спасательных жилетах тяжелая морская болезнь развивается в 80% случаев. В последнем случае шансы на выживание снижаются за счет обезвоживания и потери электролитов. Предрасположенность к морской болезни у женщин выше, чем у мужчин, а у детей и молодых людей выше, чем у пожилых. Дети первого года жизни абсолютно не подвержены укачиванию, по-видимому потому, что участие зрения в динамической пространственной ориентации начинается только с того момента, как ребенок обучается стоять и ходить. Поэтому на детей первого года жизни никак не влияет несоответствие вестибулярной и зрительной во время поездок (Brandt et al., 1976). Укачивание невозможно при утрате функции лабиринта, но сохраняется при слепоте.
Укачивание — острое состояние. Тошнота и рвота появляются уже через несколько минут или часов после начала воздействия провоцирующего стимула и продолжаются не более суток после его устранения. При длительном воздействии провоцирующего фактора (во время морского плавания или космического полета) улучшение наступает в течение 3 дней за счет адаптации, опосредованной центральными механизмами.
После длительного плавания, в некоторых случаях, неустойчивость и расстройства равновесия сохраняются и на берегу. Это так называемая болезнь высадки на берег (mal de debarquement) (Brown and Baloh, 1987; Murphy, 1993). Заболевание зачастую продолжается месяцами или даже годами, развивается у здоровых людей и рассматривается в рамках психогенного расстройства, эквивалентного фобическому постуральному головокружению (гл. 5).
Наиболее действенная физиопрофилактика укачивания — вестибулярная гимнастика: регулярное дозированное воздействие провоцирующего фактора. Эффект от такой профилактики, однако, сохраняется недолго и отличается строгой специфичностью, то есть адаптация к морской болезни не спасает от воздушной.
Если вестибулярная гимнастика противопоказана, рекомендуют во время езды держать голову неподвижно, избегая дополнительных движений, которые в сочетании с движением транспортного средства приведут к воздействию на организм сложных ускорений.
Укачивание особенно часто развивается, если человек находится в транспортном средстве с плохим панорамным обзором или читает на заднем сиденье движущегося автомобиля, то есть ощущает движение, но видит вокруг себя неподвижные предметы. Для профилактики лучше не закрывать глаза и не фиксировать взор на неподвижных предметах, а внимательно следить за движениями транспортного средства (Dichgans and Brandt, 1973; Probst et al., 1982).g.
Вестибулолитические препараты, например дименгидри-нат или скополаминовый пластырь, способны подавлять спонтанную активность нейронов вестибулярных ядер, а также частотную модуляцию активности нейронов при движении тела, снижая тем самым риск укачивания.
Лечение
Методы медикаментозной и физиопрофилактики укачивания перечислены в табл. 6.4 и 6.5. Удвоение обычных разовых доз препаратов (дименгидринат, 100 мг; скополамин, 0,5 мг) значительно усиливает угнетающее действие на ЦНС без улучшения переносимости укачивания (Wood et al., 1966). В тяжелых случаях эффективность отдельных препаратов можно повысить путем комбинирования Hj-блокатора с симпа-томиметиком, например прометазина, 25 мг, с амфетамином, 25 мг (Wood and Graybiel, 1970).