Маниакальные состояния со склонностью к клоунаде приходится дифференцировать с гебефренической формой шизофрении, асоциальное поведение — с таковым при психопатиях, с психопатоподобными картинами при шизофрении и резидуальных состояниях органического происхождения. Астено-апатический компонент депрессии необходимо дифференцировать с началом простой формы шизофрении, а наличие ипохондрических жалоб требует разграничения с неврозоподобным началом простой или параноидной шизофрении.
Начало фазы может провоцироваться психогенно, а так как у подростков в идеях самообвинения часто звучат ситуативные моменты, то диагностика маниакально- депрессивного психоза у них, особенно в первую фазу, требует большой осторожности и должна базироваться на длительном наблюдении. Следует отметить, что острая психотравма может спровоцировать как депрессию, так и манию.
Что касается прогноза, то он тем благоприятнее, чем типичнее симптоматика психоза, синтоннее преморбидная личность и пикничнее телосложение. Из-за частой смены фаз с короткими светлыми промежутками прогноз маниакально-депрессивного психоза у подростков менее благоприятен, чем у взрослых. Изменений личности, которые были бы чем-то качественно новым по отношению к преморбиду, мы не наблюдали и склонны рассматривать злокачественность течения психоза у подростков не в психопатологическом, а в социальном аспекте. Имеется в виду,что свойственное подросткам течение болезни лишает их возможности полноценной адаптации в жизни и обществе.
Вскоре после выделения Крепелином на основании характера течения и исхода двух эндогенных психозов (шизофрении и маниакально-депрессивного психоза) выяснилось, что значительное число случаев не укладывается в эту дихотомическую схему, занимая промежуточное положение. В их клинике расстройства аффективности сочетаются с галлюцинаторными и/или бредовыми переживаниями. Симптоматика их сходна с картинами и шизофрении, и маниакально-депрессивного психоза и в то же время полностью не укладывается в классические описания в соответствии с критериями Крепелина.
Эти психозы описывались разными авторами под названиями: смешанные психозы, амальгамные психозы, реккурентная шизофрения, циркулярная шизофрения, периодический психоз, дегенеративный психоз, атипичный аффективный психоз, краевой психоз и т.д. Как видно из названий, одни авторы основывались при обозначении психозов на симптоматике, другие — на характере течения и исхода, третьи — на предположении о генезе психоза.
В 1933 году Дж. Касании выделил так называемый острый шизоаффективный психоз для обозначения состояний, сопровождающихся измененным аффектом и формально диссоциирующей с ним продуктивной психопатологической симптоматикой. Шизоаффективному психозу свойственны приступообразное течение в форме чередующихся фаз с интермиссиями и достаточно благоприятный прогноз. Смысловая и нозологическая неопределенность шизоаф- фективного психоза способствовала тому, что область его применения стала включать многие из вышеперечисленных форм, промежуточных по внешним проявлениям между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Психоз обычно начинается с аффективных расстройств, к которым вскоре присоединяется острый чувственный бред
фантастического характера с идеями инсценировки, нередко антагонистический бред с борьбой двух начал (добра и зла), разворачивающейся вокруг личности больного, идеи мессианства, воздействия, Котара и т.д. На высоте психоза — растерянность, бессвязное мышление с символическим толкованием окружающего. Бредовые построения у подростков редко приобретают характер жесткой системы. В сюжетных конструкциях находят отражение личный опыт и собственные комплексы, бытовые ситуации в сочетании с воздействием космических или мистических сил.