Маниакально-депрессивный психоз у детей встречается редко и имеет возрастное своеобразие. Описания маниакальных состояний немногочисленны. При них наблюдаются многоречивость («речевой напор»), гиперактивность, отвлекаемость. Повышение настроения малозаметно. Клиническая картина приближается к описанной А.С. Ломаченковым «возбужденной мании». В то же время, хотя и редко, в структуре маниакальной фазы у детей до 10 лет может присутствовать витальное повышение настроения с неисчерпаемой и ничем не омрачаемой веселостью. Гневливая мания в этом возрасте — такое же редкое явление, как и солнечная. У подростков маниакальное состояние характеризуется повышенно-веселым настроением, переживанием неизмеримой радости, бодрости, энергии. Они говорят о своей силе, ловкости, исключительных способностях, не замечают у себя недостатков или легко их оправдывают. Живая и выразительная мимика кажется иногда утрированной, но в отличие от гебефреническо- го возбуждения, всегда созвучна настроению и ситуации. Характерна склонность к рифмованию и рискованным шуткам. В ряде случаев повышение настроения незначительно, а на переднем плане бурная, но малопродуктивная деятельность, двигательная расторможенность, резкое расширение контактов, в том числе и в связи с утратой чувства дистанции и смущения, конфликтность и, нередко, асоциальное и тисоциальное поведение, проявляющееся в хулиганстве, кражах, злоупотреблении алкоголем, уходах из дома, беспорядочной половой жизни. Идеи переоценки собственной личности, способностей, внешних данных очень нестойки. Дурашливость и расстройства влечений лишены характерных для гебоидного синдрома извращенности, брутальности, монотонности. Несмотря на расторможенность, сохраняются навыки самообслуживания, культурные привычки, элементы воспитанности.
А.Е. Личко в качестве атипичных маний при маниакально- депрессивном психозе у подростков описывает гневливую манию с раздражительностью и агрессивностью и делинквентную манию со склонностью к асоциальному поведению. Несмотря на активность, взвинченность, возбужденность, подъема настроения в том и другом случае не обнаруживается и правильно квалифицировать эти состояния удается лишь благодаря анамнезу и последующему наблюдению. Надо сказать, что гневливость и делинквентность нередко сочетаются, и состояние становится практически неотличимым от «возбужденной» мании.
В депрессивной фазе у детей могут доминировать вялость, пассивность, заторможенность, иногда депрессия окрашена дистимически и даже дисфорически, нередко на переднем плане соматовегетативные расстройства. С.С.Мнухин описал встречающееся в ряде случаев в структуре депрессий у детей и подростков онейроидное расстройство сознания. Некоторые авторы трактуют подобные состояния как проявление шизофрении или органических психозов. Дальнейшее течение с появлением типичных депрессивных фаз говорит в пользу возрастного своеобразия именно маниакально-депрессивного психоза. Если разного рода помрачение сознания определяет картину приступов на всем протяжении психоза, следует вести речь о психозах органического происхождения. По мнению некоторых авторов, депрессивная фаза у детей может проявить себя разнообразными психосоматическими расстройствами, не
послушанием и ленью, асоциальными поступками на фоне плаксивости, безрадостности. Такие картины стали называть скрытыми депрессиями и депрессивными эквивалентами. Пока не ясно, являются ли маскированные депрессии и депрессивные эквиваленты признаком возрастного своеобразия маниакально-депрессивного психоза, или это присущие только детям депрессии другой природы. Выраженная атипия депрессий у детей сама по себе затрудняет их диагностику. Это усугубляется тенденцией к неоправданному расширению границ депрессий детского возраста (в том числе фазных) за счет расстройств поведения и так называемых психосоматических эквивалентов.