Выход из параноидного состояния при шизофрении редко бывает критическим. При адекватном лечении постепенно спадает эмоциональный заряд, снижается бредовое напряжение, уменьшается пронизанность личности бредом, происходит как бы отчуждение психотической симптоматики и появляется возможность ее диссимуляции. При дезактуализации бред перестает определять поведение больного, но критическая его оценка отсутствует. Дезактуализация бреда и способность его скрывать могут быть этапом в процессе улучшения и выхода в хорошую ремиссию, а могут стабилизироваться и оказаться сутью недостаточно хорошей, так называемой неполной ремиссии. Параноидная шизофрения у подростков имеет, как правило, ремиттирующее течение. Качество ремиссий зависит от внутренних закономерностей течения психоза и адекватности терапии, которая в состояниях улучшения должна продолжаться.
С появлением психотропных средств кататоническая форма шизофрении стала редкостью. У подростков кататонические симптомы встречаются в большей части на фоне или в структуре гебефренической формы, образуя гебефрено-кататонический синдром.
Гебефреническая шизофрения тоже встречается редко и проявляется карикатурной манерностью, нелепой дурашливостью, гримасничаньем, беспричинным смехом, не заражающим весельем. Характерны для подростков кататонические вкрапления с импульсивным стереотипным возбуждением, эхолалией, эхопраксией, застыванием в вычурных позах. Эта картина может дополняться прожорливостью, неряшливостью и неопрятностью, агрессивными и аутоагрессивными действиями. Гебефрено-кататоническая симптоматика может развиваться постепенно, сменяя гебоидное поведение, подостро, следуя за асиндромаль- ным этапом, и остро. В последнем случае психоз начинается с кататонического возбуждения или ступора, после чего начинает преобладать гебефреническая симптоматика. В дефектном состоянии к гебефреническим симптомам присоединяются апато-абулические расстройства. Гебефреническая шизофрения у подростков течет без ремиссий, практически некурабельна, что и определяет злокачественность.
В 1965 году Р.А. Наджаров выделил как особую форму злокачественную юношескую шизофрению и предложил ряд ее диагностических критериев. Нужно отметить, что у подростков неблагоприятно протекать может любая форма шизофрении, и выделение злокачественной юношеской шизофрении как особой формы пубертатного возраста вряд ли оправдано, тем более что авторские (Р.А. Наджарова с сотрудниками) ее описания объемлют практически всю клинику шизофрении у подростков, а предлагаемые диагностические признаки, такие как начало болезни в пубертатном возрасте с негативных симптомов, полиморфизм и незавершенность продуктивной симптоматики и т.д., будучи приемлемыми в качестве признаков неблагоприятного течения, на мой взгляд, не являются чем-то специфическим и достаточным для выделения особой юношеской формы. Злокачественность должна определяться непрерывностью активного процесса, резистентностью к терапии и достаточно быстро наступающей и необратимой инвалидизацией.