Определения
В «Основах концепции прав пациента в Европе» – использованы следующие термины:
Пациент(ы)
Здоровый (здоровые) или больной (больные) потребитель (потребители) медицинских услуг.
Любое обследование, лечение или иное действие (в т.ч. транспортировка в стационар - примечание автора), преследующее профилактическую диагностическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг.
(Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе от 18.01.08).
Медицинское вмешательство
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства в соответствии со ст.32 «Основ» является согласие гражданина. В связи с этим возникают два правовых аспекта, определяющих и линию поведения медицинских работников в принятии решений, и меру их ответственности (с учетом конкретных ситуаций):
- 1) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (да);
- 2) отказ гражданина от медицинского вмешательства (нет), от предоставления информации об его болезни и мероприятиях лечебно-диагностического процесса (в т.ч. отказ от осмотра) в соответствии со ст.33 «Основ».
Фактически речь идет о юридическом акте оформлении 2-х стороннего договора о согласии («акцепте») пациента с предложенными условиями (врачом) оказания медицинской помощи («оферта»), предусматривающими не только согласие, но и отказ от «акцепта» (ГК РФ, 2003, ст. 435, 438).
Необходимость решения указанных проблем возникает уже с первого контакта с больным и остается актуальной на протяжении всего периода осуществления бригадой СМП лечебно-диагностического процесса (ЛДП).
Прежде всего, следует выделить следующие приоритетные задачи, с решением которых сталкивается врач (фельдшер) в ходе выполнения вызова:
- 1) нуждается ли больной в оказании экстренной помощи.
- 2) необходимость проведения лечебно-диагностических мероприятий.
- 3) тактический выбор – госпитализировать больного или оставить дома?
- 4) конфиденциальность сведений (врачебная тайна) о состоянии его здоровья (заболевания). Разрешение (запрещение) гражданина на передачу этой информации.
Выяснив, что больной нуждается в оказании экстренной медицинской помощи, врач должен поставить его об этом в известность и приступить к последовательному (или параллельному) решению задач 2) и 3).
Медицинская информация, сообщаемая больному, должна быть краткой, понятной, щадящей (не травмирующей психику больного и окружающих) и содержать сведения, которые могут повлиять на его решения, а не носить характер «санитарно-просветительной работы».
При этом необходимо:
- - во-первых, задать вопрос: согласен ли пациент на проведение того или иного медицинского мероприятия;
- -во-вторых, получить ответ: «да» (согласие) или «нет» (отказ).
Примечание 1. Отказ пациента, как и согласие, должен быть: действительным, добровольным, информированным, не противоправным.
От характера ответа будет зависеть дальнейшая программа действий врача (фельдшера).
Порядок и объем оказания ЭМП осуществляется медицинским персоналом в соответствии со ст.38 и 39 «Основ» и с учетом действующих «стандартов СМП», методических рекомендаций, приказов по СМП и других документов, регламентирующих работу ССМП (как федерального, так и местного уровня, (см. список литературы), а также согласно «Правилам вызова скорой медицинской помощи», утвержденных приказом МЗ РФ.
Примечание 2. На первый взгляд определенные сложности может представлять выполнение требований п.2. ст.30 «Основ» в условиях СМП, предоставляющей право пациенту выбора врача, а также лечебного учреждения.
Но в формулировке статьи есть 2 оговорки: 1) выбор врача осуществляется с его согласия. 2) выбор ЛПУ - в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. В условиях СМП выбор профиля стационара зависит также от диагноза, тяжести состояния пациента и расстояния до стационара с учетом транспортабельности больного и порядка госпитализации, установленного в данном населенном пункте (ст.39 «Основ). В указанных ситуациях вынужденное нарушение информированного добровольного согласия – является юридически оправданным.