Напишите нам

Поиск по сайту

По мнению Schonewille и соавт. [20, 21], определить точный временной ин­тервал для рутинного исследования сыворотки крови пациентов после транс­фузии эритроцитов или беременности пока не представляется возможным, по­скольку продолжительность периода между трансфузией и появлением антител, вызывающих ОГР, зависит от многих параметров: состояния реципиента, объе­ма перелитых эритроцитов, специфичности антиэритроцитарных антител, ме­дикаментозного лечения основного заболевания и др. Самостоятельный объект исследования представляет собой скрининг антител у родильниц, также имею­щий свои особенности. Потребуются многочисленные кооперированные иссле­дования, включающие дискретный скрининг антител с временными интервала­ми 12-36 ч с использованием чувствительных методов, прежде чем будут разра­ботаны оптимальные схемы детекции упомянутых антител после трансфузии и беременности.

Kretschmer и Karger [10, 11] считают, что выявление антител следует про­водить через 2-3 мес. после трансфузии эритроцитов и в те же сроки после беременности, чтобы установить или исключить иммунизацию антигенами эритроцитов.

Politis и соавт. [10, 11] полагают, что у постоянно получающих транус-фузии пациентов, страдающих талассемическими синдромами, и пациен­тов с серповидно-клеточной анемией целесообразно определять аллоантите-ла каждые 2-3 недели. Подбор доноров по антигенам С, с, Е, е и К (помимо АВО и D) является обязательным, но более эффективная тактика предусма­тривает подбор и по антигенам систем Даффи, Кидд и др., что особенно важ­но при проведении трансфузионной терапии в многорасовых сообществах, а также пациентам с повышенной склонностью к выработке аллоантител. Гематологических и онкологических больных, как полагают указанные авто­ры, целесообразно обследовать в течение 2-4 недель и затем через 3-6 мес. после трансфузии эритроцитов. Такие же сроки обследования рекоменду­ют Aprili и соавт. [10, 11]. Пациенты, прошедшие курс интенсивной хими­отерапии, могут быть обследованы в 6-месячный период. Совместимость по фенотипу следует расширить для резус- и Kell-отрицательных лиц. Переливание тромбоцитов необходимо производить также с учетом одно-группности донора и реципиента как минимум по АВО-системе, антигенам резус и фактору К.

Aprili и соавт. [10, 11] подчеркивают, что рутинный скрининг антител через 2-3 недели, а затем через 3-6 мес. после трансфузии, несомненно, может спо­собствовать снижению риска ОГР, однако при очевидном медицинском эффек­те такая система очень затратна, в особенности для учреждений, в которые па­циенты поступают из дальних областей. После выписки пациентов расходы на их повторное обследование существенно возрастают.

Schonewille и Brand [19] придерживаются того же мнения. Они считают, что необходима более обширная статистика трансфузий и аллоиммуниза-ции, чтобы рассчитать количество исследований, необходимых для предот­вращения одной ОГР. То же самое относится к определению оптимального временного интервала после трансфузии, позволяющего добиться наиболее эффективного выявления антител. В настоящий момент недостаточно данных, чтобы установить наилучшие временные интервалы для посттрансфузионно-го скрининга антител. Следует различать отсроченные гемолитические пост-трансфузионные реакции и отсроченные серологические посттрансфузион-ные реакции. Последние клинически не выражены и протекают бессимптом­но. Для того чтобы получить данные относительно отсроченных серологиче­ских трансфузионных реакций, исследование на антитела должно быть вы­полнено через 7-10 дней после трансфузии. Для выявления вновь образовав­шихся антител, прежде чем они станут неопределяемыми, предпочтительным может быть интервал от 3 до 6 мес. после трансфузии.

Seyfried и соавт. также полагают, что рутинный скрининг после по­следней трансфузии эритроцитов или беременности позволит установить ча­стоту аллоиммунизаций. Скрининг антител, выполненный через несколько дней после трансфузии, даст возможность выявить большинство случаев ОГР,его нужно проводить через 2-7 дней после трансфузии, далее через ф|даей11 затем через 3-6 мес. Для того чтобы выявить аллоиммунизацию по-rjjjtoбеременности, первый скрининг может быть выполнен через 14 дней по­сле родов и затем через 3-6 мес. По мнению указанных авторов, эта процеду­ра, хотя и диагностически ценная, не может быть внедрена в Польше, потому что больницы не смогут оплатить расходы. Скрининг в ранний посттрансфу-зионный период возможен у госпитализированных пациентов. Другие пациен­ты, в том числе покинувшие больницу, не смогут или не согласятся на перио­дическую донацию крови для исследования.

По данным Redman и соавт. [18], антитела появляются в сроки от несколь­ких до 24 дней. Большинство реципиентов, у которых развилась ОГР, не ис­пытывали болезненных ощущений. Из 255 зарегистрированных за 8 лет боль­ных, у которых возникла ОГР, у 28 были тяжелые реакции с поражением по­чек, 8 больных умерли (у 6 трансфузия была безусловной причиной смерти, у 2 - отягчающим обстоятельством). Анализ данных показал, что ОГР могли быть предотвращены при лучшей организации трансфузиологического про­цесса. В ряде этих случаев вызвавшие реакцию антитела были заблаговремен­но идентифицированы, но эта информация отсутствовала на момент, когда ре­ципиенту потребовалась трансфузия.

В противоположность предыдущим авторам Solheim и Flesland [11], а так­же Milkins и соавт. [11], считают, что нет достаточных оснований вводить обя­зательный скрининг антител у реципиентов после трансфузии эритроцитов и у женщин после родов. Достаточно проводить это исследование перед транс­фузией и по показаниям в течение беременности. Приведенное суждение раз­деляют и другие авторы.

Согласно наблюдениям Combs и соавт. [9], в клинике Университета Дьюка подавляющее большинство отсроченных посттрансфузионных ре­акций фактически являлись отсроченными серологическими реакциями, т. е. их чаще всего констатировали через 7-14 дней после трансфузии, ког­да в очередной пробе крови обнаруживали новые антитела. Эти реакции, как правило, выпадают из поля зрения клиницистов, поскольку внимание последних сосредоточено исключительно на наблюдении клинических при­знаков гемолиза. Крайне редко клиницисты сообщают в регистрационно-статистическую службу, что у пациента подозрение на отсроченную гемо­литическую трансфузионную реакцию. Из этого авторы делают вывод, что большинство отсроченных трансфузионных реакций не вызывают у паци­ента выраженных нарушений, поэтому рутинный скрининг антител у всех реципиентов после трансфузии не является логически показанным и эко­номически оправданным. Исключение составляют больные серповидно-клеточной анемией. ОГР у этих больных могут быть тяжелыми и опасны Щтштзпи, поэтому у них периодический скрининг антител после трансфузии проводить.

По данным Tissot [И], 213 реципиентов после 37 554 трансфузий эритро­цитов выработали антиэритроцитарные антитела различной специфичности (табл. 35.1), которые вполне могли вызвать ОГР. Однако авторы провели этот анализ ретроспективно и не смогли установить ни сроки появления антител, ни какие-либо другие сопутствующие их появлению особенности. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что почти все антитела образова­лись к трансфузионно опасным минорным антигенам: Е, К, с, Lua, Jka и дру­гим. Автор делает вывод, что этих антител могло не быть, если бы приме­нялась тактика переливания эритроцитов, идентичных по Rh- и К-фенотипу. Более 50 % образцов антител анти-Е относилось к категории энзимзависи-мых антител, что указывает на важность того, какие методы скрининга анти­тел применяют.

Таблица 35.1

Антитела, появившиеся после трансфузий

Специфичность антител

Количество образцов, выявленных за год

Всего

2003

2004

2005

Анти-Е

20

31

21

72

Анти-К

10

7

14

31

Анти-с

6

4

5

15

Анти-1л1а

6

4

5

15

Анти-Лса

5

4

6

15

Анти-С

5

6

2

13

Анти-Fy3

4

3

5

12

Анти-Кра

3

3

1

7

Анти-D

2

3

2

7

AHra-Bga(HLA)

4

1

5

Анти-Лсь

3

3

Не установлена

10

5

J

18

Всего:

78*

70**

65***

213

Количество перелитых доз эритроцитов

12 649

12511

12 394

37 554

78 антител выявлено у 66 пациентов, ** 70 антител выявлено у 56 пациентов, 65 антител выявлено у 59 пациентов.

Профилактика ОГР

В Для предупреждения ОГР, по заключению специалистов, требуются следую­щие меры:

  • установление групп крови ABO, Rh(D), Rh- и К-фенотипа для всех ре­ципиентов и трансфузий донорской крови, по возможности идентично­го фенотипа;
  • автоматизированный скрининг антител перед трансфузией с использо­ванием непрямого антиглобулинового теста с раствором низкой ионной силы в микроколонках с панелью из трех образцов стандартных эри­троцитов; скрининг проводят перед каждой трансфузией, и его резуль­таты считают действительными в течение 3 дней;
  • назначение идентичной (по максимальному числу антигенов) крови всем па­циентам с антителами и тем, у кого в прошлом обнаруживались антитела;
  • проба на совместимость с каждым образцом донорских эритроцитов в микроколонках с раствором низкой ионной силы;
  • регистрация носителей антител в автоматизированной информацион­ной системе с уведомлением обо всех положительных результатах и па­циента, и его лечащего врача;
  • скрининг антител у женщин через 4-6 мес. после родов.
  • национальная информационная база данных об антителах, выявленных в разных лабораториях.
 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры