Исследование проводилось на базе МУ “ССМП” г.Екатеринбурга. Испытуемые - 60 врачей линейных бригад с различным стажем и разного возраста (случайная выборка).
Результаты тестирования сопоставлялись с частотой и степенью тяжести врачебной ошибки методом корреляционного анализа. Использовался многолетний опыт и методические материалы по экспертной оценке медицинских ошибок ССМП г.Екатеринбурга (В.А.Фиалко, А.В.Бушуев, И.Б.Улыбин., 1998).
В результате исследования выявились качества личности врача, влияющие на возникновение врачебных ошибок:
- Низкий уровень аудирования (неумение выслушать и адекватно воспринять вербальную информацию) - 53% из выборки.
- Неадекватная оценка себя и своих возможностей (неправильное распределение локуса контроля) - 45% из выборки.
- Высокая нормативность поведения, отсутствие гибкости в выполнении социальных установок и преодоления психологических барьеров, неумение выбрать индивидуально (по ситуации) для больного тактику оказания экстренной медицинской помощи - 75 % из выборки.
- Склонность к риску, беспечность врача, предпочтение собственных решений установленным на ССМП алгоритмам действий, агрессивность по отношению к окружающим - 60% из выборки.
- Неадекватный выбор стратегии поведения в разрешении конфликтных ситуаций - 58% из выборки.
Сочетание именно этих качеств личности врача способствовало принятию неверных медицинских решений и приводило к возникновению врачебных ошибок, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Так же нам удалось разработать, на основе полученных данных, рабочую модель психограммы - психологические требования к личности конкретного специалиста, а так же личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью.
Эти данные позволяют сделать следующие выводы:
- 1. При приеме на работу на должность врача, фельдшера выездной бригады СМП целесообразно проведение комплексной оценки личности качеств при помощи специально подобранных методик (тестов) специалистом психологом.
- 2. Так же важно проведение тренингов в специально оборудованном кабинете по психологии, психологической разгрузки и консультирования, оказания помощи в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, как в обычных, так и, особенно в кризисных ситуациях.
- 3. Включение в образовательные программы медицинского персонала СМП вопросов медицинской, социальной психологии и конфликтологии.
Приобретение новых знаний в области психологии в сочетании с глубокими медицинскими знаниями открывает дополнительные возможности предупреждения принятия ошибочных диагностических и тактических решений медицинским персоналом СМП.
Новые материалы
- Этико-деонтологические аспекты в происхождении медицинских ошибок. Критерии их оценки - 03/01/2011 14:40
- Методика экспертной оценки качества (объема и эффективности) оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе - 03/01/2011 14:32
- Критерии оценки этико-деонтологических ошибок ССМП (очная экспертиза) - 03/01/2011 14:29