Напишите нам

Поиск по сайту

Терапевтические подходы, основанные на модели респондентного поведения

Как указывалось выше, в соответствии с классической моделью условного рефлекса или респондентного научения', при сочетании болевого раздражителя с нейтральным раз­дражителем (при условии отсутствия доста­точно большого временного интервала между действием двух раздражителей) в дальнейшем нейтральный стимул будет провоцировать бо­левую реакцию. При хронических болевых синдромах, многие нейтральные или даже при­ятные виды деятельности могут провоцировать или усиливать боль, и, таким образом, они вос­принимаются как неприятные и активно из­бегаются пациентом. Со временем количество стимулов (например, физическая активность и физические упражнения), которые провоциру­ют или усиливают боль и избегаются пациен­том, может возрастать (этот процесс известен под названием «генерализация стимула»). Та­ким образом, страх перед ожидаемой болью и ограничение физической активности, а не только истинная ноцицепция, может вносить вклад в углубление степени инвалидизации. Страх перед ожидаемой болью может вызвать изменение физиологической реактивности, что в свою очередь может способствовать отя­гощению боли.

По мере того как возрастает убеждение больного в том, что избегание физической активности приводит к предотвращению воз­никновения или усиления боли, он будет оста­ваться в пассивном состоянии, которое трудно изменить каким-либо влиянием. ЛеченисИЬли с использованием классической модели услов­ного рефлекса включает повторяющиеся заня­тия пациента (воздействие), которые приво­дят к постепенному уменьшению уровня боли по сравнению с предсказуемым уровнем (кор­ректирующая обратная связь), что в свою очередь снижает страх ожидаемой боли и тре­воги, связанной с физической активностью. Возможность такой трансформации подчерки­вает важность дозированной программы физи­ческих упражнений, в рамках которой уровень физической активности постепенно повышает­ся, несмотря на страх появления повреждения и дискомфорта, связанного с использованием ослабленных мышц.

Оперантное обусловливание

Метод оперантного обусловливания сфо­кусирован на устранении болевого поведения за счет отвлечения внимания и формирова­ние адаптивного поведения при помощи пози­тивного подкрепления. Принцип оперантного обучения не учитывает этиологию боли, но нацелен преимущественно на сохраняющее­ся болевое поведение и дефицит адаптивного поведения. Идентифицируются проявления болевого поведения, а также предшествующие ему факторы и последствия в виде позитивного подкрепления («поощрения») или негативного подкрепления («наказания»), такие как оказа­ние помощи, отвлечение или игнорирование болевого поведения пациента близкими людь­ми (супругом).

Применяются такие техники, как «угасание условной связи»2 (например, устранение взаи­мосвязи между болевым поведением и его пос­ледствиями), а также позитивное и негативное подкрепление для формирования и усиления желаемого поведения и уменьшения выражен­ности болевого поведения (например, при по­мощи оперантной поведенческой терапии, так как предполагается активное участие пациен­та в определении целей лечения и выполнении рекомендаций врача). Эффективность методов оперантной терапии была продемонстрирова­на в нескольких исследованиях, включающих пациентов с хроническими болевыми синдро­мами, особенно с болью в нижней части спины и синдромом фибромиалгии.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры