Напишите нам

Поиск по сайту

Циклоидная психопатия рельефно проявляется в под­ростковом возрасте, когда становятся заметными нару­шения душевного равновесия с волнообразной сменой веселости и хандры. Именно в пубертатном возрасте неред­ко происходит превращение веселых оптимистов в мрачных пессимистов и наоборот — неуклюжий застенчивый ребе­нок становится блестящим, талантливым, остроумным юно­шей. Сменяющие друг друга подъемы и спады настроения продолжительностью от 2-3 дней до нескольких недель мо­гут остаться на всю жизнь, усиливаться весной или осенью. Аффективные колебания, свойственные циклоидной пси­хопатии как аномальной личности, как бы глубоки они ни были, не достигают психотического уровня. Психотический уровень, как ранее обсуждалось, — это новое качество, при котором веселость неомрачаема, а тоска непонятна. Стержневые особенности циклоидной личности (независи­мо от эмоционального фона) — естественность чувств, лег­кость в общении, откликаемость, дружелюбие — вызывают ответную симпатию.

У эмоционально-лабильных (реактивно-лабильных) психопатов, в отличие от циклоидных, настроение меняет­ся не беспричинно, но по самым незначительным поводам от беззаботного веселья до глубокого отчаяния много­кратно в течение дня. Любой пустяк приводит в уныние, и любой пустяк утешит. Из-за подвластности настроению и ситуации их система общения весьма неустойчива, а реали­зация социальных возможностей ограниченна. Серьезные неприятности, большие потери и разочарования могут вы­звать реактивные расстройства в виде депрессий и невроти­ческих состояний.

У описанных личностных типов характер теснее, чем у других, сцеплен с темпераментом и эмоциональным тоном. То же относится к эпилептоидным личностям.

Сенситивная психопатия. Ведущие черты характера у представителей этого типа личности — чрезвычайная рани­мость, впечатлительность, обидчивость, из-за которых им особенно трудно в младших классах, где они нередко ста­новятся объектом насмешек и преследований со стороны одноклассников. У них рано формируется чувство долга, ответственности. В подростковом периоде из-за свойствен­ного им комплекса неполноценности боятся публичных выступлений, тяжело и подолгу переживают упреки со сто­роны уважаемых ими людей. Для считающих справедливой формулу «в другом увидеть можно лишь то, что есть в тебе» понятна отзывчивость и чуткость сенситивных к чужим бо­лям и обидам. При наличии, конечно, изначальной добро­ты. Иногда они пытаются скрыть робость и застенчивость, надевая маску чрезмерной общительности и даже развяз­ности. Внешняя суровость или подчеркнутая суховатость нередко всего лишь форма защиты нежной и ранимой души. Крайне чувствительны к замечаниям, касающихся их внеш­ности, особенно при наличии даже малозаметного дефекта. Пытаются, чаще без успеха, компенсироваться именно в той области, где чувствуют свою слабость (занятия силовы­ми или опасными видами спорта и пр.). Нередко стремятся выполнять общественную работу, хотя фактическими ли­дерами не являются. К нарушениям поведения не склонны. Фобические неврозы, реактивные депрессии и параноиды нередко формируются на основе сенситивной психопатии. Глупцы среди сенситивных личностей, как и среди психасте­ников, — явление сравнительно редкое. Возможно, потому, что ранимым и обижаемым чаще приходится с грустью за­думываться о жизни. Способствуют этому врожденная их склонность к размышлениям и среда, обычно враждебная к слабым и «сильно умным».

При психастенической психопатии отмечаются вы­раженная склонность к тревожным опасениям и особая мнительность. Это именно априорная тревожность, не связанная с психотравмирующим опытом. Она может вы­ражаться в боязни темноты и одиночества, животных и людей, грозы и пр. Психастеники боятся нового, чрезмер­но волнуются о здоровье и благополучии близких и своем собственном. Особенно отчетливыми психастенические черты становятся при поступлении в школу, когда начи­нают предъявляться требования к чувству ответствен­ности. Неуверенность и сомнения в том, правильно ли он решил задачу или вел себя в той или иной ситуации, долго не оставляют психастеника и временами становятся му­чительными. То же относится и к намечаемым мероприя­тиям. Взвешивание доводов за и против, борьба мотивов занимают столь много места и времени, что дело так и не начинается. Психастеник предпочитает, чтобы решение за него принимали другие, но уж если оно принято, то стре­мится выполнить его скорее, так как ожидание не менее мучительно, чем необходимость принятия решения. К по­ловому созреванию тревожная мнительность усиливается, появляются ипохондричность, склонность к образованию навязчивостей. Навязчивыми становятся не только со­мнения и опасения, но и мысли, и действия, нередко при­обретающие характер защитных ритуалов. Психастеникам свойственны аккуратность и приверженность к порядку и режиму, они исполнительны, но самостоятельная деятель­ность, тем более ответственность за других, может быть причиной декомпенсаций. Склонность к самоанализу и самокопанию, к размышлениям на метафизические темы заставляет подростка-психастеника ставить перед собой вопросы о смысле жизни, анализировать другие абстракт­ные категории. Несоответствие между идеалами и действи­тельностью может привести к глубокому разочарованию в жизни и попыткам ухода из нее. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, чрезмерные ожи­дания родителей и неспособность оправдать их могут стать у подростка-психастеника звеньями механизма развития невроза навязчивых состояний, ипохондрического невроза, психосоматических заболеваний.

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры