8. Как исследуют у новорожденных функцию черепных нервов?
Глабеллярный рефлекс появляется в 32 нед. послезачаточного возраста. Он проявляется симметричным миганием в ответ на поколачивание по надпереносью. Его исследование в известной степени заменяет исследование роговичного рефлекса, так как в обоих случаях афферентное звено рефлектороной дуги составляют волона глазной ветви тройничного (V черепного) нерва, а эфферентное — волокна лицевого (VII черепного) нерва. О нормальной функции последнего свидетельствует плотное смыкание глазных щелей и симметричность лица при крике. О сохранности слуха свидетельствует вздрагивание в ответ на громкий звук. Следует иметь в виду, что координация сосательных и глотательных движений формируется только к 35 нед. послезачаточного возраста. Необходимо также проверить звучность голоса и убедиться в отстутствии фасцикуляций языка. Осиплость голоса нередко наблюдается после интубации трахеи. Парез голосовых складок проявляется стридором или осиплостью голоса.
9. Как отличить у новорожденного периферический парез лицевого нерва от центрального?
При обеих формах паралича угол рта при крике перетянут на здоровую сторону, а носогубная складка сглажена с пораженной стороны. Центральному парезу может сопутствовать гемиплегия, поэтому следует обращать внимание на сим-, метричность движений конечностей. Классический симптом периферического паралича —отсутствие лобных складок с пораженной стороны —у новорожденных почти неразличим. Причиной асимметрии лица при крике, не связанной с парезом лицевого нерва, может быть врожденная гипоплазия мышцы, опускающей угол рта (m. depressor angulus oris), которая иногда сочетается с врожденным пороком сердца.
10. Как исследуют моторику?
Прежде всего надо обратить внимание на позу ребенка, его спонтанные движения и положение кистей. Мышечный тонус проверяют, осторожно сгибая и разгибая конечности. Оценить его при скудности спонтанных движений помогает сопротивление пассивному сгибанию и разгибанию, а также скорость возвращения конечности в первоначальное положение (см. шкалу зрелости Болларда).
Устранить субъективность оценки помогает измерение подколенного угла, который в 28 нед. послезачаточного возраста бывает равен 180°, а к 40 нед. — 90° и менее (см. шкалу Болларда). Чтобы проверить, насколько ребенок способен удерживать голову, ему придают нейтральное сидячее положение или потягивают за кисти рук из положения лежа на спине.
11. Когда появляются глубокие сухожильные рефлексы?
Глубокие сухожильные рефлексы, так же как и мышечный тонус, в ногах появляются на несколько недель раньше, чем в руках. Коленный и ахиллов рефлексы почти у всех новорожденных удается вызвать с 33-й недели послезачаточного возраста. У детей до 6 мес. коленный рефлекс сопровождается приведением бедра с противоположной стороны.
12. Можно ли расценивать клонус стоп у новорожденных как нормальное явление?
Три-пять симметричных клонических подергиваний стоп, особенно на фоне возбуждения, крика, голода, у новорожденных отклонением от нормы не являются. О патологии свидетельствуют только длительный клонус стоп.