Какими особенностями отличается подход к оказанию помощи в семейно ориентированных отделениях интенсивной терапии новорожденных?
- Родителей рассматривают как сотрудников по лечебному процессу.
- Их вовлекают в круг медицинских проблем.
- Родителей рассматривают не как посетителей, а как постоянных участников лечебного процесса.
- Родители и другие члены семьи имеют право участвовать в работе совещательных и планирующих комиссий отделения интенсивной терапии или больницы.
- Участие родителей в лечебном процессе создает благоприятные условия для приобретения ими знаний и навыков, необходимых для ухода за ребенком.
- Родители больных оказывают друг другу поддержку и делятся опытом.
- В семейно ориентированных отделениях родители могут без затруднений получить интересующую их информацию.
Как в ходе первой беседы оценить, в какой поддержке нуждаются члены семьи находящегося в отделении интенсивной терапии ребенка?
Опытному врачу достаточно 15-минутного разговора с родителями, чтобы оценить, в какой поддержке они нуждаются и насколько возможно успокоить их. Условно беседу можно подразделить на шесть этапов:
- Установить доверительный тон беседы к ребенку. (Это позволяет определить, кому, кроме родителей, можно сообщать сведения о ходе лечебного процесса).
- Говоря о ребенке, называть его пол и имя, если оно известно.
- Выяснить, насколько часто хотели бы родители получать информацию о состоянии ребенка и ходе лечебного процесса.
- Пообещать родителям немедленно сообщать об изменениях в состоянии ребенка по телефону или в личной беседе, если они находятся в отделении.
В Дав любую информацию, обязательно узнать, есть ли у членов семьи ребенка вопросы. Если ответить на какой-либо вопрос в данный момент невозможно, честно сказать об этом и назначить время, когда можно будет получить интересующие близких ребенка сведения, но не пытаться обмануть их.
Каким должен быть стиль общения с родителями и другими членами семьи ребенка, исходя из принципов семейно ориентированного подхода?
- Следует избегать обезличенного, формального тона. Обращаться к родителям следует по имени и отчеству, а не «мамочка», «папочка». Некоторые воспринимают такое обращение как неуважительное и свидетельствующее о незаинтересованности в судьбе их ребенка.
- К родителям, братьям, сестрам и другим членам семьи ребенка надо обращаться не как к надоедливым посетителям, а как к людям, которых рады видеть в отделении в любое время.
- Следует уважать предпочтения родителей, в частности связанные с их культурным укладом.
- Родители как участники процесса лечения и выхаживания ребенка имеют право получать ответы па свои вопросы и участвовать в принятии решений.
- Родители должны быть уверены в том, что ребенок постоянно находится под наблюдением и получает необходимую помощь.
- Следует поощрять стремление родителей брать ребенка на руки, осуществлять уход по методу «кенгуру», как только это становиться возможным, поддерживать стремление матери кормить ребенка грудью.
- Следует поощрять участие родителей в обезболивании перед, во время и после проводимых ребенку болезненных манипуляций.