Анти-к-антитела редки. Они встречаются не каждый год даже в крупных учреждениях службы крови, скринирующих тысячи образцов сывороток, и их обнаружение каждый раз является событием [107, 293]. По данным Bowman и соавт. [107], за 20 лет ими был выявлен только 1 случай анти-k среди аллоимму-низированных беременных женщин в Манитобе. Уместно упомянуть, что у не­гроидов лица К/К встречаются редко. Частота k-антител в русской популяции (жители Москвы) составляет 0,04-0,15 % [17,23,24].

Анти-к-антитела относятся к субклассу IgGl [190], однако встречаются хо-лодовые агглютинирующие анти-к-антитела IgM [155,369] и IgA [227].

Описаны случаи гемолитических трансфузионных реакций [204, 284] и ГБН [107,227], обусловленные к-антителами.

Анти-к-антитела могут быть парциальными и содержать фракции, направ­ленные не только к антигену к, но и антигену К. Rouger и соавт. [329], Chester и соавт. [124], Daniels и соавт. [144] и другие авторы [202, 367], анализируя сы­воротки анти-Kell, в том числе представленные на 1, 2 и 3-е Международное рабочее совещание по моноклональным антителам, установили, что некоторые мышиные МКА, реагировавшие с эритроцитами всех Kell-фенотипов, кроме Ко, при соответствующем разведении могли быть использованы как моноспецифи­ческие анти-к.

Анти-Кр*

Анти-Кра - довольно редкие антитела, но все же встречаются чаще, чем анти-Крь, если сравнивать в абсолютных цифрах [88, 204, 318, 349, 374]. Отчасти это объясняется тем, что частота антигенной стимуляции Кр(а+) —I Кр(а-) больше, чем Кр(Ь+) —► Кр(Ь-).

Первые анти-Кра-антитела были обнаружены у человека, никогда не полу­чавшего трансфузии эритроцитов [87]. Анти-Крь-антитела также встречаются естественного происхождения [87,151,280]. Однако большинство образцов как анти-Кра, так и анти-Крь-антител, имеет аллоиммунное происхождение и воз­никает вследствие беременности или трансфузии компонентов крови [135,349]. Антител анти-Кра, анти-Крь, а также анти-Кр° относятся в основном к IgG и лучше выявляются с помощью антиглобулиновой пробы [87,318].

Трансфузионных реакций анти-Кра-антитела не вызывают, но могут явить­ся причиной ГБН [135]. По наблюдениям Hardy, Napier [191], ГБН протекала в мягкой форме. По сводке Issitt и Anstee [204], в одном случае ГБН наблюдалась слабоположительная прямая проба Кумбса с эритроцитами ребенка. Во всех упомянутых случаях лечение не потребовалось.

Smolenick и соавт. [349] описали случай водянки плода, вызванной анти-Кра-антителами. Гибель плода удалось предотвратить посредством внутриу­тробных трансфузий крови.

Анти-Крь

Первые анти-Крь-антитела (Rautenberg) были найдены Allen и соавт. [88] при проведении пробы на совместимость. Наряду с анти-Крь-антителами сыворот­ка Rautenberg содержала анти-К-антитела, что отметили Race и Sanger [318] и в некоторых других впоследствии найденных сыворотках анти-Крь.

Несмотря на то что лица Кр(Ь-) встречается редко, описано много слу­чаев сенсибилизации к этому фактору [88, 138, 140, 159, 181, 228, 357, 391, 401-403]. Большинство антител были стимулированы эритроцитами, явля­лись IgG и лучше всего реагировали в непрямой антиглобулиновой пробе. Darnborough и Dunsford [151], McNeil и Newman [280] обнаружили 2 образца анти-Крь-антител, которые не реагировали в антиглобулиновой пробе и, по-видимому, имели естественное происхождение.

Посттрансфузионные реакции и тяжелые случаи ГБН, обусловленные анти-Крь-антителами, очень редки. Тем не менее Dacus и Spinnato [138] и Gorlin и Kelly [181] описали 2 случая выраженной ГБН, где участие анти-Крь было под­тверждено. Обе родильницы Кр(Ь-) имели в детстве трансфузии крови, которые, как и последующие беременности, послужили причиной появления у них анти-Крь-антител. У одной из женщин отмечалось посттрансфузионное осложнение.

Как показали Eby и соавт. [159] с помощью экспериментов по приживлению эритроцитов in vivo, а также Wren и Issitt [401] с помощью реакции в монослое моноцитов in vitro, некоторые анти-Крь-антитела ускоряют разрушение клеток Кр(Ь+) и их выведение из циркуляции.

В другом случае, наблюдаемом Mazzara и соавт. [275], переливание крови, несовместимой по фактору Кра, сопровождалось заметным сокращением срока циркуляции перелитых эритроцитов.

Повышенный клиренс эритроцитов не всегда сопровождался клинической картиной посттрансфузионной гемолитической реакции. По наблюдениям Kohan и соавт. [228] и Watt и соавт. [391], трансфузии эритроцитов Кр(Ь+) пациентам с анти-Крь-антителами проходили без видимых трансфузионных реакций.

Kohan и соавт. [228] наблюдали пациента с анти-Крь-антителами, которому перед трансфузией крови Кр(Ь+) с целью профилактики посттрансфузионной реакции ввели внутривенный иммуноглобулин и кортикостероиды. Трансфузия прошла без реакций. Эритроциты, судя по показателю клиренса in vivo, прижи­лись нормально. Через некоторое время после трансфузии авторы констатиро­вали значительное повышение титра анти-Крь-антител.

Watt и соавт. [391] описали другого пациента, который содержал антитела анти-Крь, анти-Е и анти-S. Ему была перелита кровь Kp(b+) Е-, S- без преме-дикации внутривенным иммуноглобулином и кортикостероидами. Как и в при­веденном выше случае, перелитые эритроциты Кр(Ь+) прижились нормально, однако титр анти-Крь-антител, как и в первом случае, повысился.

Имеются данные об антителах со специфичностью анти-Крь, которые име­ют аутоиммунное происхождение, вырабатываются у лиц Кр(Ь+) и вызы­вают аутоиммунную гемолитическую анемию [101, 257, 265, 313, 344, 399] (см. Аутоантитела к антигенам Kell).

Wren и Issitt [401] нашли, что анти-Крь-антитела вызывают отсроченные трансфузионные реакции.

Issitt и Anstee [204] полагают, что независимо от специфичности анти­тел более оправдано решиться на переливание серологически не совмести­мых эритроцитов в расчете на то, что они на некоторое время компенсиру­ют недостающую функцию, чем дать пациенту умереть от анемии в ожида­нии, пока будет найдена подходящая кровь или она прибудет из банка ред­ких групп.

Анти-Крс

Анти-Крс-антитела обнаружили Callender, Race и Paykoc [117, 118] у больно­го системной красной волчанкой, который имел множественные трансфузии крови. В сыворотке больного содержались антитела aHTH-Cw, анти-с, анти-Lu3, анти-N и антитела ранее неизвестной специфичности, названные анти-Levay.

Анти-Крс-антитела встречаются редко и описаны преимущественно у япон­цев [140]. Серологические свойства анти-Крс-антител такие же, как у анти-Кра и анти-Крь - они появляются вследствие аллоиммунизации, относятся к IgG, лучше реагируют в непрямой антиглобулиновой пробе. Осложнения, вызван­ные анти-Крс-антителами, не описаны.

Ahth-Js*

Поскольку антиген Jsa отсутствует у европеоидов, антитела aHTH-Jsa в основ­ном находили у лиц именно этой расовой принадлежности [157, 175, 212, 352]. Антитела aHTH-Jsa имеют иммунное происхождение, хотя 1 случай естествен­ных aHTH-Jsa IgM, непосредственно агглютинирующих эритроциты Js(a+), опи­сан Ко и соавт. [209] у японской женщины. Как и другие антитела системы Kell, aHTH-Jsa хорошо реагирует в непрямой антиглобулиновой пробе.

Byrne и Howard [цит. по 204] наблюдали анти-18а-антитела у больных серповидно-клеточной анемией, получавших множественные трансфузии крови преимущественно от доноров негров. нти~18а-антитела вызывали ГБН средней тяжести [157, 246, 363], а также отсроченные гемолитические посттрансфузионные реакции [92, 363].

AHTH-Jsb

Все анти-^-антитела, описанные в литературе, обнаружены у негров [255, 314, 319]. Подобно многим другим антителам системы Kell, анти-^-антитела являются аллоиммунными IgG и лучше всего реагируют в непрямой пробе Кумбса. Известен случай аутоиммунных .^-антител [162] (см. Аутоантитела к антигенам Kell).

Chu и соавт. [128] получили моноклональные ^-антитела иммунизацией мышей трансфектными клетками мышиной эритромиеломы, экспрессирующи-ми человеческий Kell-гликопротеин.

Waheed и Kennedy [385] нашли аллоиммунные антитела анти-Js15, которые образовались у пациентки Js(b+) и явились причиной отсроченной гемолити­ческой реакции после переливания эритроцитов донора одноименной, Js(b+), группы. Описанный авторами случай, хотя и единственный, указывает на то, что антиген Jsb имеет парциальные варианты и содержит как минимум 2 имму-ногенных эпитопа, один из которых может отсутствовать на эритроцитах.

AHTH-Jsb антитела вызывали тяжелую ГБН [255,280, 314, 319], вплоть до ги­бели плода от водянки [180, 319].

Ratcliff и соавт. [319] описали родильницу с .^-антителами, которой по ви­тальным показаниям перелили 275 мл эритроцитов Js(b+) за неимением кро­ви Js(b-). Реакции на трансфузию не было. Время приживления эритроцитов Js(b+) в кровотоке женщины (исследование проводили с помощью проточ­ной цитометрии) оказалось уменьшенным. Через 19 ч после трансфузии более 50 % эритроцитов Js(b+) нормально выжили. На 4-й день после несовместимой трансфузии в кровотоке женщины не осталось ни одного эритроцита Js(b+). щ Комментируя приведенный случай, Issitt и Anstee [204] подчеркивают, что лучше перелить несовместимую кровь, когда нет другой, чем дать пациенту умереть от кровопотери.

Анти-К17 (Wka)

В литературе описан только один случай обнаружения анти-К17-антител [356], хотя, как указывает Daniels [141], известны и другие, неопубликованные, находки.

Анти-Kll (Cote)

Известно несколько случаев обнаружения анти-КП-антител. 

В 2 случаях [185,335] антитела были найдены у женщин, которые никогда не по­лучали трансфузий, но имели беременности (1 из них имела 9 беременностей [185]).

В 3 случаях [356] анти-КП присутствовали у женщин, имевших беременно­сти и трансфузии эритроцитов, Ш

Kelley и соавт. [223] наблюдали реципиента с анти-К 11-антителами, ко­торому было перелито 11 доз эритроцитов К11+ без каких-либо клинических проявлений несовместимости/Меченные Сг51 эритроциты К11+ приживали in vivo нормально. В экспериментах in vitro с моноцитарным монослоем увеличе­ние реактивности моноцитов авторы не отметили.

Sabo и соавт. [335] привели случай мертворождения у женщины с анти-Kll-антителами. Неудачно закончившаяся беременность была 2-й. Аутопсия показала признаки гемолитической болезни плода. У 3-го ребенка при рож­дении прямая антиглобулиновая проба положительная, однако лечение не потребовалось.