АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАВМА

Под автомобильной травмой мы понимаем травму, полученную в ка­бине автомобиля во время дорожно-транспортного происшествия. Она происходит в пяти типовых ситуациях, различающихся механиз­мом и характером повреждений: 1) лобовое столкновение; 2) боковое столкновение; 3) наезд сзади; 4) столкновение со смещением; 5) опро­кидывание. Несколько лишних минут в приемном отделении, потра­ченных на выяснение обстоятельств происшествия, помогут понять, каких повреждений следует опасаться.

За первичным ударом, или собственно столкновением, следует вто­ричный удар, во время которого на водителя и пассажиров воздейству­ют части кабины, а затем и третичный удар, когда внутренние органы повреждаются о стенки естественных полостей.

Лобовое столкновение

Машина и находящиеся в ней пассажиры движутся с одинаковой ско­ростью. Когда такая машина (назовем ее ударяющей) врезается в дру­гую движущуюся или неподвижную машину (назовем ее ударяемой) или иной объект, она отдает кинетическую энергию и резко замедляет­ся вплоть до полной остановки. Непр и стегнутые водитель и пассажи­ры продолжают двигаться вперед с той же скоростью, что непосредст­венно перед столкновением. Как следует из первого закона Ньютона, если водитель и пассажиры не пристегнуты фиксирующими их ремня­ми безопасности, они будут двигаться вперед до тех пор, пока их не ос­тановит удар о руль, переднюю панель, ветровое стекло или переднее сиденье в зависимости оттого, где они находились на момент дорож­но-транспортного происшествия. Движение вперед при лобовом стол­кновении происходит одним из двух способов, которые впрочем не­редко сочетаются.

Смещение вперед нижней части тела

При этом варианте движения вперед при лобовом столкновении води­тель или пассажир соскальзывают по сиденью вниз и ударяются нога­ми о переднюю панель автомобиля. Поскольку перед столкновением голени обычно согнуты, основной удар приходится на коленные суста­вы. Если удар приходится на проксимальную часть болыыеберцовой кости, мыщелки бедренной кости соскакивают вперед, приводя к вы­виху голени — тяжелой травме, сопровождающейся нестабильностью коленного сустава и повреждением подколенного сосудисто-нервного пучка. Если же удар приходится на мыщелки бедренной кости, то под действием продолжающего двигаться вперед туловища возможен пере­лом диафиза бедренной кости или вывих бедра, который нередко сочетается с переломом вертлужной впадины. После этого движение ниж-ей части тела прекращается.

Верхняя часть тела продолжает двигаться вперед до удара грудью или верхней частью живота о рулевое колесо или переднюю панель. Удар останавливает передние грудную и брюшную стенки, а задние грудная и брюшная стенки продолжают двигаться.

В брюшной полости это приводит к сдавлению органов. Даже после остановки задней брюшной стенки прикрепленные к ней внутренние органы могут продолжать смещаться вперед, натягивая и повреждая фиксирующие их структуры. Обычно страдают сосуды, кровоснаб-жающие, например, селезенку, почку, тонкую кишку, реже соедини­тельнотканные образования, такие, как круглая связка матки.

При продолжающемся движении задней грудной стенки вперед на­грузка падает в первую очередь на ребра. Если их эластичности оказы­вается недостаточно, возникают множественные переломы. Формиру­ется окончатый перелом ребер или происходит сдавление легких и сре­достения. Частым следствием этого становится разрыв легочной ткани (по типу надутого бумажною мешка), приводящий к пневмотораксу.

Когда прекращает двигаться вперед задняя грудная стенка, останав­ливается и прикрепленная к позвоночнику нисходящая аорта. При этом свободно подвешенные сердце и дуга аорты продолжают двигать­ся вперед. Как описано выше, натяжение на границе нисходящей аор­ты и дуги аорты может приводить к различным повреждениям от над­рыва интимы до полного поперечного разрыва аорты.

Смещение вперед верхней части тела

При таком варианте движения вперед при лобовом столкновении во­дитель или пассажир остановившейся машины движется головой вперед и ударяется ею либо о ветровое стекло, либо об окружающие его части корпуса автомобиля, отчего возможен перелом костей свода черепа. От удара головного мозга о внутреннюю поверхность остано­вившегося черепа возникает сотрясение или ушиб мозга, иногда с по­вреждением мозга костными отломками. Смещение больших полу­шарий относительно более фиксированного ствола мозга создает на­тяжение, которое может приводить к полному поперечному разрыву ствола мозга.

Продолжающее двигаться туловище при неподвижной голове вызы­вает компрессию, резкое сгибание или разгибание нефиксированного шейного отдела позвоночника. Сходные изменения возможны также в грудном и поясничном отделах позвоночника. Примерно в 10% случа­ев переломы шейных позвонков сочетаются с переломами других по­звонков.

Затем грудная клетка и живот врезаются в рулевое колесо или перед­нюю панель, что сопровождается теми же последствиями, что при сме­щении вперед нижней части тела. Единственное отличие состоит в том, что удар приходится на нижнюю часть груди или полностью на живот.