47.  Какие поведенческие нарушения наблюдаются при поражении орбитофрон-тальнойкоры?

Импульсивное и антисоциальное поведение (расторможенность, гиперсек­суальность, прожорливость, игнорирование социальных условностей, навязчивые действия, бесцельное накопительство, суетливость), рискованное поведение (не­способность предвидеть или учиться на негативных последствиях), неустойчивое настроение (аффективная лабильность, раздражительность, гнпомания или мания), неуместное веселье (Witzelsucht), нарушение распознавания запахов. Эти симпто­мы можно наблюдать при поражении орбитофронтальной коры, вентральной части хвостатого ядра и бледного шара, медиодорсалыюго ядра таламуса. При осмотре пациенты часто демонстрируют полевое поведение, определяемое не внутренними потребностями или желаниями, а внешними объектами.

48. Какие поведенческие расстройства связаны с поражением медиальных отделов лобной коры?

Обеднение речи и апатия, которые могут доходить до степени акинетического мутизма, утрата мотивации, внутренних желаний, нарушение инициации действий, неспособность к формированию цели, нарушение планирования, уплощение и оску­дение мышления, выраженная психомоторная (когнитивная) замедленность. Эти изменения могут встречаться при поражении медиальных отделов лобной коры, пе­редней поясной коры, прилежащего ядра, бледного шара и медиодорсального или переднего вентрального ядер таламуса.

49.   Какие поведенческие нарушения возникают при поражении дорсолатеральной префронтальной коры?

Депрессия, апатия, снижение вербальной активности (доминантное полуша­рие) и невербальной активности (недоминантное полушарие), психомоторная за­медленность, нарушение переключаемосги, абстрагирования и логического мыш­ления, неспособность понимать юмор, слабость суждений, нарушение торможения реакций, нарушение свободного воспроизведения при сохранном узнавании в тес­тах на память, неспособность выстроить события во времени, нарушение стратеги­ческого аспекта зрительно-пространственных функций (конструктивные задачи), нарушение рабочей памяти, снижение способности к разделению и поддержанию внимания, тенденция к персеверациям при выполнении последовательных мотор­ных заданий, полевое поведение (внешняя зависимость). Эти расстройства возни­кают при поражении дорсолатеральной префронтальной коры, головки хвостатого ядра, бледного шара и медиодорсального или переднего вентрального ядер таламуса.

50.  Что такое нарушение словесного этикета?

Расторможенная, плохо контролируемая, социально неприемлемая, неумест­ная речевая продукция, которая чаще всего наблюдается при конвекситальном по­ражении правой лобной области. 

51.  Что такое синдром чужой руки? С поражением какой области и какого сосудистого бассейна он связан?

При этом синдроме непарализованная рука лациента выполняет действия, ко­торые им не контролируются. При этом могут наблюдаться сжимание руки в кулак, попытки поднять и перевернуть стакан, сбросить одеяло и т. д.

Это вариант синдрома разобщения, который вызван повреждением мозолис­того тела и может наблюдаться при окклюзии передней мозговой ртерии. Данный синдром наблюдается и при корти кобазальной дегенерации.

52.  Назовите признаки синдрома Герстманна и локализацию поражения, ответственного за его возникновение.

Этот синдром характеризуется четырьмя основными симптомами: акалькулией, аграфией (дисграфией), неспособностью идентифицировать пальцы (пальцевая агнозия), нарушением способности определять правую и левую сто­рону. Эти симптомы возникают в отсутствие дополнительного расстройства речи.

Синдром вызван поражением угловой извилины доминантного полушария. Синдром Герстманна в чистом виде встречается редко, чаше он сочетается с афази­ей ИЛИ другими симптомами поражения теменной доли.

Назад в раздел