Для более полной оценки степени значимости и места Холодовых антител в по­вседневной практике приведем высказывания современных классиков иммуносе-рологии P. Issitt и D. Anstee: «.. .Хотя только примерно один из 10 000 взрослых лю­дей имеет фенотип i, сыворотки всех людей содержат антитела анти-1. Часто необ­ходима постановка реакции при 4 °С, чтобы выявить аутоанти-1-антитела, если об­разцы крови не были охлаждены до отделения сыворотки, иначе может показать­ся, что антитела анти-1 в исследуемом образце отсутствуют. Это связано с тем, что слабые аутоанти-1-антитела могут быть полностью адсорбированы собственными эритроцитами I+. Иногда аутоанти-1-антитела могут быть выявлены в тестах, вы­полненных при комнатной температуре. Хотя такие антитела могут создать пробле­мы при выполнении пробы на совместимость, существует естественный выход из положения. Скрининг антител и пробы на совместимость при комнатной тем­пературе не являются необходимыми, нет проблемы в том, что клинически незна­чимые холодовые антитела присутствуют у пациента и могут быть не выявлены. Редко клинически незначимые формы аутоанти-1-антител могут искажать результа­ты тестов, выполненных при температуре выше комнатной. Если у больного нет признаков болезни Холодовых агглютининов, т. е. антитела доброкачественные (не агрессивны invivo), то основания для беспокойства отсутствуют. Антитела этого типа могут быть удалены из сыворотки пациента с помощью аутоадсорбции. Более эффективной, чем обычные методы, может быть аутоадсорбция с использованием эритроцитов больного, предварительно обработанных филином, папаином или бро-мелином. Те варианты аутоанти-1-антител, которые вызывают болезнь Холодовых агглютининов, иногда очень трудно удалить из сыворотки путем аутоадсорбции.

По-видимому, клинически незначимые (доброкачественные) холодовые агглюти­нины, включая анти-1, продуцируются в наибольших количествах в возрасте от 11 до 25 лет, затем уровень их продукции снижается. Существует определенная корреляция между уровнем IgM и количеством Холодовых агглютининов у здоровых людей, но намного сильнее она выражена при наличии патологических Холодовых аутоантител.

Когда у взрослого человека с фенотипом i в сыворотке есть антитела анти-1, для трансфузии традиционно намереваются использовать кровь доноров с фе­нотипом i. Однако всегда ли обязательна такая процедура. В то время как было показано, что один из образцов анти-1 от человека с фенотипом i по своей при­роде относился к классу IgM и мог фиксировать комплемент при 37 °С, иссле­дования на приживление эритроцитов invivoне проводились. В другом случае, когда у взрослого больного с фенотипом i в сыворотке имелись анти-1-антитела, введенные эритроциты 1+ случайно выбранного донора были быстро элимини­рованы из кровотока (99 % эритроцитов элиминировано в течение 30 мин при первом исследовании, 92 % эритроцитов элиминировано за 90 мин при повтор­ном исследовании через 10 мес. с использованием тех же донорских эритроци­тов I+). Однако эритроциты дочери больного (фенотип 1+) сохранялись в кро­ви больного в течение времени, близкого к нормальному. Не вполне ясно, яв­ляется ли этот случай исключением или правилом? Авторы этого наблюдения расценили обнаруженное явление быстрого удаления эритроцитов 1+ как «на­столько неожиданное», что стали искать объяснение в разрушении эритроци­тов антителами анти-1, но признаков разрушения не нашли. В других случаях наблюдалось несколько человек с фенотипом i, у которых анти-1-антитела при­сутствовали и не отличались по температурному оптимуму и титру от образ­цов анти-1-антител, полученных от лиц I+. Таким образом, имеющиеся в насто­ящее время данные позволяют полагать, что взрослые с фенотипом i и наличи­ем анти-1-антител в сыворотке не всегда нуждаются в переливании эритроци­тов i, но это положение не может быть принято безоговорочно. Серологические эдактеристики анти-1-антител, особенно температурные границы активности, должны быть оценены в каждом конкретном случае.

Возможна ситуация, когда у человека с эритроцитами 1+ и наличием доброка­чественных аутоанти-1-антител в сыворотке может наблюдаться серологическая картина, создающая видимость фенотипа «взрослый i». Если в сыворотке паци­ента есть неполные формы анти-1-антител, то его эритроциты могут быть блоки­рованы ими и выглядеть как I-отрицательные. Если предполагается такая ситуа­ция, эритроциты больного должны быть заготовлены и сохраняться до исследо­вания при 37 °С, после чего их следует трехкратно отмыть физиологическим рас­твором, нагретым до 37-40 °С. После этого они могут быть исследованы в реак­ции с анти-1-антителами. Цель указанного методического приема заключается в том, чтобы предотвратить фиксацию сывороточных неполных анти-1-антител на эритроцитах и блокаду участков 1-антигена.

Кроме случаев болезни Холодовых агглютининов, некоторых вторичных Холо­довых гемолитических анемий, обусловленных аутоантителами, и других эпизо­дов гемолиза, антитела анти-1 и анти-i не могут считаться причиной деструкции эритроцитов в организме. Даже у пациентов, подвергшихся гипотермии при хи­рургических процедурах, доказательств вызванной антителами анти-1 или анти-i деструкции эритроцитов не получено».