И военные врачи, и гражданские хирурги-травматологи в настоящее время столкнулись с общей проблемой — терроризмом. Бомбежка ка­зарм американских морских пехотинцев в Бейруте и две бомбежки американских военных баз в Саудовской Аравии показали, насколько военные базы уязвимы для террористов. Угроза терроризма сущест­вует и на территории невоюющих государств. Так, в США между 1980 и 1990 гг. произошли 12 216 взрывов, причем большинство взрывных устройств были самодельными; Только в 1990 г. было зарегистрирова­но 1S82 взрыва, в 53% случаев использовались самодельные взрывные устройства, погибли 27 человек и были ранены 222 человека. С 1980 по 1990 г. количество взрывов год от года увеличивалось. Позднее в общественных зданиях были взорваны самодельные устройства на основе веществ, прежде считавшихся безопасными. В 1995 г. взрыв такой самодельной бомбы из смеси 1800 кг нитрата аммония (исполь­зуемого в качестве удобрения) и дизельного топлива разрушил 9-этаж­ное федеральное здание в Оклахома-сити. В результате погибли 167 че­ловек. Мощнейшие террористические акты (в Оклахома-Сити в 1995 г., в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г.) показали, что гражданские больницы не в состоянии быстро принять большое чис­ло раненых.

Террористические организации действуют вне закона, не ограничи­ваясь в выборе оружия и мишеней. И хотя чаще всего это обычное ору­жие и взрывчатые вещества, террористы могут применять (и уже при­меняют) оружие массового поражения — ядерное, химическое и био­логическое. Яркий пример тому — распыление нервно-паралитическо­го газа зарина членами секты «Аум Синрике» в токийском метро (см. ниже). В связи с этим и военные, и гражданские врачи должны быть готовы к оказанию помощи пострадавшим не только от обычно­го, но и от ядерного, биологического и химического оружия.

Биологическое оружие тоже уже применялось террористами. В сен­тябре 1984 г. в Далласе (Орегон) 750 человек заболели после посещения ресторанов быстрого обслуживания. Впоследствии выяснилось, что последователи культа Бхагван Шри Раджниша заразили сальмонелла­ми блюда в салатных барах четырех местных ресторанов, пытаясь со­рвать выборы в восточном Орегоне. В других случаях предназначав­шееся для осуществления террористических актов биологическое ору­жие было конфисковано властями.

Одни из самых опасных террористических актов с применением хи­мического оружия произошли в Японии. В июне 1994 г. члены секты «Аум Синрике» распылили нервно-паралитический газ зарин на ули­цах города Мацумото. В результате несколько человек погибли и около 200 получили отравление. В марте 1995 г. произведена химическая ата­ка в токийском метро. Зарин распылили в пяти вагонах на трех разныхветках метро непосредственно под зданиями японского правительства ранним утром в час пик. В результате погибли 12 человек и 5500 полу­чили отравление. Впоследствии выяснилось, что террористы приобре­ли российский вертолет, собираясь использовать его для распыления нервно-паралитического газа.

Повреждения при взрывной травме делят на первичные (вследствие непосредственного воздействия ударной волны), вторичные (вследствие воздействия осколков), третичные (вследствие удара тела человека о грунт и другие предметы) и прочие (например, акустическая травма, отравления, ожоги). Обычно преобладают вторичные повреждения, хотя нередко они носят смешанный характер. Смертность при терро­ристических актах, как правило, невысока, но есть и исключения. Так, Е. R. Frykberg и J. J. Tepas обобщили данные о 3357 пострадавших от 220 взрывов. Из 2934 выживших сразу после взрыва 881 человек (30%) были госпитализированы; смертность в этой группе составила лишь 4,5% (умерли 40 больных). Преобладали повреждения мягких тканей (55,4%), головы (31,4%) и конечностей (10,9%). Большинство хирурги­ческих вмешательств были выполнены по поводу повреждений мягких тканей (67%), а также повреждений костей и суставов (17,5%). Выжили все больные с изолированными повреждениями мягких тканей, костей и суставов (подобные повреждения встречались чаще других). Макси­мальная смертность отмечена среди больных с травмой живота (19%) и груди (15,1%). Таким образом, одна из главных задач медицинского персонала при оказании помощи пострадавшим в результате террори­стических актов — быстро выявить среди множества больных, боль­шинство из которых имеют легкие повреждения, тех, у которых имеет­ся непосредственная угроза жизни

Группы

Примеры[1]

Механизм действия

Симптомы отравления

Лечение

Нервно-

Табун (GA)

Ингибиро ва-

Слабость.

Атропин.

паралитические

Зарин (GB)

нне ацетил-

Слюнотечение.

Пралилоксим

 

Зоман (GD)

холинэсте ра­зы

Миоз.

 

 

Bn-ia3(GA)

Паралич. Гипоксия

 

Кожно-нарывные

Сернистый иприт

Алкопирование

Поражение глаз.

Удаление

 

(Н, HD)

 

Раздражение вер-

отравляю-

 

Азотистый иприт

 

хних дыхатель-

щего веще-

 

(HN-1, HN-2, HN-3)

 

ных путей. Пузыри на коже

ства

Удушающие

Фосген (CG)

Разный

Слезотечение.

Симптома-

 

Дифосген

 

Кашель. Одышка. Отек легких

тическое

Обшеядовитые

Синильная кислота

Образуют

Гипоксия

Нитриты

 

(АС)

Хлорциан (СК)

стабильные комплексы с металлопор-фиринами

 

Психотропные

Би-зет (хинукли-

Разный

Поражение ЦНС

Физостиг-

 

дил-3-бензилат, BZ)

 

 

мин л

В скобках указаны общепринятые сокращения.