В диагностике травмы мочеточника применяют экскреторную урографию, катетеризацию и уретеропиелографию, эхосканирование и хромоцистоскопию. Экскреторная урография выявляет нарушение уродинамики, затекание ренттеноконтрастного веще­ства вокруг мочеточника. Эхосканирование позволяет обнаружить жидкость в забрюшинном пространстве (урогематома). Отсутствие выделения индигокармина из устья на стороне повреждения усили­вает подозрение на травму мочеточника. Клинически достоверны­ми методами исследования считают катетеризацию и ретроградную уретеропиелографию, которые не только подтверждают наличие травмы, но и уточняют уровень и характер повреждения мочеточ­ника [Kawashima A. et al., 1997]. Рентгенологические и эндоскопи­ческие методы исследования допустимы при отсутствии признаков нарушения системной гемодинамики, травматического и геморра­гического шока. Ультразвуковое исследование почек, забрюшинного пространства, брюшной полости и мочевого пузыря обязательно у всех пострадавших этой категории.

Данные литературы и собственный опыт показывают, что на эта­пе обследования и подготовки больного к операции травма мочеточ­ника диагностируется редко. Z. Dobrowolski и соавт. (2002) ранение мочеточника в 23% наблюдений выявили во время оперативного вмешательства, объясняя это трудностью диагностики травмы этой локализации. Принимая во внимание тяжесть состояния больных, сочетанный характер повреждения с частым поражением органов брюшной полости и таза, выявление травмы мочеточника во время экстренной лапаротомии не является редкостью. Следовательно, даже при незначительных симптомах, вызывающих подозрение на травму мочеточника, необходима целенаправленная ревизия в зоне предполагаемого повреждения.

Подробнее

Лечение. У подавляющего большинства больных поврежде­ние мочеточника является показанием к хирургическому лечению (Вайнберг З.С., 1997; Лопаткин НА., 1998; Тиктинский (ЭЛ., Тик­тинский И.О., 2002; Ghali AM et al., 1999; Dobrowolski Z. et al., 2002]. Только незначительный по протяженности разрыв допускает лечебную катетеризацию мочеточника с помощью катетерастента, который обеспечивает адекватный отток мочи из почки и заживле­ние возникшего дефекта.

Выбор метода операции зависит от характера и уровня повреж­дения мочеточника. При незначительном повреждении достаточно ушить обнаруженный дефект его стенки на катетере. В случае обширного разрыва или отрыва мочеточника для восстановления целости мочевого тракта следует выполнить уретероуретероанастомоз конец в конец. Для профилактики несостоятельности соустья в просвет мочеточника устанавливают катетер-стент, обеспечивающий отток мочи из почки в мочевой пузырь и благоприятное течение раневого процесса. У пострадавших с травмой прилоханочного отдела моче­точника и почки оперативное вмешательство необходимо завершить отведением мочи по нефростоме. При значительном по протяжен­ности травматическом дефекте мочеточника, не позволяющем вос­становить естественный путь оттока мочи из почки, целесообразно прибегнуть к нефрэктомии. Когда сохранение почки, пострадавшей вследствие обширной травмы мочеточника, невозможно, следует удостовериться в функциональной состоятельности контралатеральной почки. Если травма выявлена с опозданием, оперативное вмешательство лучше осуществлять из внебрюш и н ного доступа, по­зволяющего выполнить широкую ревизию, восстановить проходи­мость мочеточника и при необходимости дренировать почку.