В исследовании RADIANCE (Randomized Assessment of Digoxin on In­hibitors of АСЕ) участвовало 178 клинически стабильных больных ХСН с си­нусовым ритмом, получавших диуретики, ингибитор АПФ и дигоксин /44/. Большинство пациентов (70%) имело II ФК по NYHA. Среди больных, отка­завшихся от приема дигоксина на период до 3 месяцев, наблюдалось шестикрат­ное ухудшение течения СН. У больных, получавших плацебо, частота прогрес­сирования СН была выше (23 против 4), в большей степени страдало качество жизни. Доза дигоксина в исследовании RADIANCE составляла 0,38 мг в день, содержание дигоксина в плазме крови колебалось от 0,9 до 2,0 нг/мл.

  • Дигоксин нивелирует нейрогормональные нарушения, наблюдаю­щиеся при СН. Рациональным является применение тройной схе­мы, включающей диуретик, ингибитор АПФ и дигоксин, что по­зволяет справиться с явлениями ЛЖ-недостаточности, увеличить продолжительность и качество жизни практически у всех больных с СН III-IV ФК.
  • Благоприятным является сочетание дигоксина со спиронолакто- ном. Такая комбинация в настоящее время играет важную роль в лечении СН III и IV классов. Альдостерон усиливает ход натрия по натриевым каналам миофибробластов, что является триггерным звеном миокардиофиброза.
  • При добавлении дигоксина к терапии происходит редукция фи­броза вследствие блокады дигоксином натрий-калиевой адено- зинтрифосфатазы (№++-АТФазы), что снижает вход натрия раз при обращении за медицинской помощью приносить с собой все прини­маемые препараты для перепроверки терапии.

Тахиаритмии: желудочковая тахикардия, желудочковая экстрасисто- лия (ЖЭ), предсердная тахикардия с блоком требуют следующей терапии.

Препараты калия в/в — 40-60 мэкв (моль) в 1 л солевого раствора в течение не менее 4 ч, за исключением:

а. Больных с высокой концентрацией калия (> 5 ммоль/л).

б. Больных с почечной недостаточностью.

в. Больных с АВ-блокадой вследствие повышенной концентрации калия.

При инфузии более 10 ммоль калия хлорида за 1 ч необходимо уста­новить кардиомонитор. При наличии СН используется КС1 на 5% глюкозе/воде.

  1. Лидокаин: обоснованно эффективен для лечения желудочковых тахикардий и экстрасистолий. Главными преимуществами являют­ся короткая длительность действия и относительно низкая токсич­ность. Вводится болюсом в дозе 1-1,5 мг/кг одновременно с капель­ным введением со скоростью 2-3 мг/мин.
  2. Фенитоин: может оказаться эффективным для лечения индуциро­ванных дигиталисом желудочковых аритмий. Должен оставаться препаратом резерва для пациентов, не ответивших на введение ли­докаина и калия, поскольку во время введения фенитоина необхо­димо еще более тщательное наблюдение и возможно возникновение тяжелых побочных токсических реакций.

Дозирование: 250 мг (в 0,9% физиологическом растворе) в/в со ско­ростью 25-50 мг/мин через центральный катетер. Фенитоин эф­фективен из-за способности снижать автоматизм желудочков без замедления внутрижелудочкового проведения. Нарушение АВ-проведения, вызванное дигиталисом, может купироваться. Препарат обладает относительно слабым отрицательным инотропным эффек­том в сравнении с прокаинамидом и дизопирамидом.

Меры предосторожности:

  • Отмечались случаи гипотензии, блокады сердца, асистолии и фибрилляции желудочков, особенно при быстром введении фе­нитоина.
  • Назначить антагонисты альдостерона (спиронолактон) больным СН IV класса с нормальной функцией почек и нормальной концен­трацией калия (см. выше обсуждение спиронолактона).
  • Занятия физической культурой в качестве дополнительного метода улучшения клинического состояния амбулаторных больных.
  • Назначение блокаторов рецепторов АТ больным с клиникой непере­носимости ингибиторов АПФ (кашель, отек Квинке).
  • Назначение комбинации гидралазина с нитратами больным, по­лучающим сердечные гликозиды, диуретики и (3-блокаторы, с наличи­ем противопоказаний к назначению ингибиторов АПФ и блокаторов АТ.