Какая связь существует между острой почечной недостаточностью и полиорганной недостаточностью?

Острая почечная недостаточность — часто первое или второе проявление полиор­ганной недостаточности. Обычно возникающая у пациентов после травмы, операции или при сепсисе, полиорганная недостаточность часто начинается с острой респира­торной недостаточности и продолжается развитием острой почечной недостаточно­сти несколькими днями позднее. Но острая почечная недостаточность может раз­виться у пациента первой.

Как влияют другие компоненты полиорганной недостаточности (ПОН) на нутрицевтическое лечение почечной недостаточности?

Нутрицевтическое лечение ПОН определяется прежде всего характерным для ПОН гиперметаболизмом. Многие пациенты с ПОН обнаруживают калорийную потреб­ность на уровне 200 % от обычного для них уровня, и вполне нормально давать им по 40-50 ккал/кг в день. Очень рекомендуются измерения с использованием мета­болических установок или катетера Свана-Ганца, чтобы определить степень гипер­метаболизма. Пациенты с ПОН обычно должны получать агрессивную нутрицион-ную поддержку: либо парентеральную, либо энтеральную, причем с самого начала. Некоторые из ранних работ по ПОН показали, что пациенты, у которых накоплен­ный энергетический дефицит достигал 10 000 калорий, чаще всего погибали.

ПОН также характеризуется избыточным катаболизмом белка. Распад белков вызывается многими факторами, такими как катаболические гормоны (кортикостстероиды, катехоламины, глюкагон) и цитокины, освобождаемые вследствие ранения и сепсиса. Катаболизм белка практически всегда выражен. Его нелегко повернуть вспять. Потеря азота у таких пациентов составляет обычно 20-30 г за 24 ч и нередко более. Соответственно, нутрипионпая потребность пациента с ПОН включает белок в количестве 2-3 г/кг в день. Потребность в белке растет вдвое быстрее потребности в калориях, поэтому обычная практика — использование высокоазотной питатель­ной рецептуры с отношением калорий к азоту от 80 до 120 вместо нормального — oт 200 до 250.

Если у такого гиперкатаболичегкого пациента развивается острая почечная не­достаточность, азот мочевины крови будет расти очень быстро. Типичен подъем на 20-40 мг/дл в день. Ограничеиие белка в ППП или в катетерном питании не пре­дупредит этой прогрессирующей уремии. Хотя иногда возможно лечить пациента с ПОН рецептурой лля почечной недостаточности, как-то замедляя прогрессирование уремии, низкое белковое содержание рецептур для почечной недостаточности делает их совершенно неадекватными. Острый гемоди­ализ — единственный pea  выбор для пациента с ПОН и олигурической почечной не юстаточностью, Белковую потребность следует рассчитывать, исходя из продукции  количество назначаемого белка должно быть достаточ­ным для поддержания азотистого баланса пациента. Нутриционную формулу можно сделать более концентрированной для минимизации водной нагрузки, но этого обыч­но не требуется. Из-за катаболизма белка пациенту обычно нужен гемодиализ каж­дые два-три дни, чтобы держать уремию под контролем.

Наличие других синдромов органной недостаточности может изменять нутрицевтическое лечение острой почечной недостаточности. Легочная недостаточность влияет незначительно. Печеночная недостаточность, которая обычно следует за по­чечной и легочной недостаточностью как третий органный компонент ПОН, может оказать большое влияние на нутрицевтическое лечение пациента. Контроль глюко­зы становится более трудным. Может быть нарушен синтез белка. Усвоение энтерального питания становится проблематичным. Развитие печеночной недостаточно­сти — это очень плохой прогностический признак. В опубликованных аналитиче­ских исследованиях показано, что ПОН с недостаточностью функции трех или более органов ассоциируется с выживаемостью менее 10 %.

Полиорганная почечная недостаточность — одна из наиболее обычных причин гибели больных в отделениях интенсивной терапии. Она особенно часто наблюдает­ся в хирургических центрах, оказывающих помощь большому числу травмирован­ных пациентов, но может наблюдаться и при таких нехирургических заболеваниях, как панкреатиты и грамотрицательная пневмония. Ее предупреждение и лечение остаются нерешенной проблемой.