Страдание больного обычно приводит к по­явлению болевого поведения. Изменение вы­ражения лица (гримасы боли), стоны, хромота, стремление лежать, постоянный поиск меди­цинской помощи и отказ от работы — распро­страненные виды болевого поведения, появля­ющиеся у пациентов, страдающих от боли. Все виды болевого поведения у пациентов реаль­ны. Основная задача врача состоит не в опре­делении достоверности (истинности) жалоб больного, а в том, чтобы определить, какой из четырех компонентов боли является определя­ющим в появлении этих жалоб, и что можно сделать для того, чтобы уменьшить выражен­ность симптомов.

Болевое поведение всегда находится под влиянием свершившихся или ожидаемых со­бытий. Наиболее ярко такое влияние просле­живается у больных с хроническими болевыми синдромами. В 1993 году Waddell и соавт. пока­зали, что у пациентов с хроническими болями в нижней части спины важнейшим фактором в продолжительности потери трудоспособно­сти и затрат на лечение является страх.

Только болевое поведение, т.е. слова и дей­ствия пациента или ситуации, которых он из­бегает, могут быть объективно оценены. Их оценка действительно объективна, если иметь в виду регистрируемые внешние проявления (слова и действия больного). Мы можем дать количественную оценку приступов, описать их длительность, интенсивность, частоту, перио­дичность, характер. Болевое поведение может оцениваться также с позиции вызываемой им степени утраты трудоспособности, затрат на медицинское обслуживание или его негатив­ного влияния на качество жизни.

В разные исторические периоды общество по-разному относилось к пациентам, страдаю­щим от боли. В некоторой степени эти разли­чия были обусловлены имеющимися в социу­ме возможностями, однако не ограничивались ими. Общество должно быть способно к по­ниманию страдания и умению видеть его для того, чтобы создать эффективные меры борьбы с ним.